Немного найдется чувств столь разнообразно и превратно толкуемых, как чувство справедливости. Отчасти источник путаницы заключается в языке. Чувством справедливости называется не одно чувство, а весь комплекс реакций, связанных с ситуациями определенного типа на всех стадиях и во всех вариантах их развития: желание справедливости, неудовольствие, если справедливость была нарушена, удовлетворение, если - не была, злость и желание наказать нарушителя и откровенное ликование, если это удается. Фактически, вовлечен весь список базовых эмоций: злость, грусть, радость. И плюс еще желание, которое собственно к эмоциям не относится. Не хватает разве что страха. Хотя... можно же испытывать беспокойство по поводу возможной несправедливости? Так что страха тоже хватает. Короче, ситуация примерно такая же, как если бы голод и сытость назывались одним и тем же словом.
Так может быть, целесообразней называть чувством справедливости то, что объединяет весь этот комплекс ситуаций, оставив за бортом различия? Проблема в том, что общее ядро в данном случае - не чувство (≈эмоция) как таковое, что продолжает вносить путаницу дальше. То, чем это является, вообще не имеет общеупотребительного устоявшегося названия. Даже подходящего термина не могу припомнить, не говоря уж о разговорном наименовании. Релизер? Нет, не релизер. Релизер - это внешний стимул, полученный извне образ, который сличается на предмет соответствия с образом внутренним. Релизер - ключ, тогда как есть еще и никак не названный замок. Причем замок - не эмоция. Эмоция это уже реакция на соответствие или несоответствие ключа замку. Так вот, релизер в данном случае справедливость (в одном из значений), а безымянный замок - "чувство" справедливости. Еще раз. Чувство справедливости - это внутренний образ справедливости.
Впрочем использование слова "чувство" в подобном значении (≠эмоция) не единично. Есть еще чувство прекрасного, чувство долга. Но так или иначе, многозначность этого слова как всегда порождает массу возможностей для вольных и невольных ошибок.
Является ли "чувство" (внутренний образ) справедливости врожденным? Как обычно в таких случаях, в основе своей - да, но этот внутренний образ достраивается и уточняется по мере приобретения жизненного опыта. Точно так же у младенца исходно имеется внутренний образ лица, но этот образ - упрощенная, приблизительная и одновременно пластичная схема, очень далекая от фотографической точности.
Что же такое справедливость и существует ли она вообще? Некоторые, между прочим, утверждают, что нет. Как характеристика социальных взаимодействий, обслуживающих реципрокность, это эквивалентность чего-либо чему-либо. Поскольку сравнивать огурцы с лунным светом сложно, да и вообще индивидуальный опыт у всех разный, восприятие справедливости, конечно, у разных людей немного отличается. Так же, как отличается восприятие красоты, доброты и чего угодно еще. Одновременно, тем же словом называется и черта характера, что то же самое, как если бы одним словом назывались насилие и жестокость.
Надо заметить, что непоследовательность и нечеткость лексики, относящейся к чувству справедливости, закономерна. В отличие от красного пятна на клюве чайки справедливость - абстрактна, а потому сложна для осмысления для многих людей, как бы мы не гордились своей человеческой способностью к абстрактному мышлению.