Все, кто хоть сколь-либо знаком со мной, знают, что я большой любитель кино. Кино - больше, чем просто увлечение, это практически страсть, которую я в себе с огромным удовольствием поддерживаю. До недавнего времени я обычно ограничивал себя картинами 1980+, причем зачастую предпочитал именно европейских режиссеров. Однако, заинтересовавшись темой нуара в кино, я обратился к голливудской классике, сразу спустившись на три-пять десятилетия в прошлое. С преогромным удовольствием я обнаружил то, что всегда обкрадывал себя, игнорируя олдскульный Голливуд.
Я решил, что в краткой форме буду знакомить тех, кто заглядывает в мой журнал с теми жемчужинами, что попадаются мне при просмотре чудных образчиков истинного величия старого Голливуда. По всей видимости, уклон сейчас пойдет в нуар, поскольку знакомство с голливудской классикой у меня началось именно с легкого увлечения направлением нуара в кино.
Итак, первая картина - Бульвар Сансет \ Sunset Blvd, снятая в 1950 году Билли Уальдером.
Естественно, поскольку фильм принадлежит к нуарному жанру, то в фокусе внимания режиссера неизбежно стоит преступление. И, конечно же, в Бульваре Сансет преступление имеется. Действие начинается с найденного в бассейне трупа, которым оказывается малоизвестный и не особенно успешный сценарист Джо. От лица Джо и идет повествование, - он рассказывает зрителям историю того, как попытка бегства от судебных приставов, что пытаются забрать за неуплату кредита его машину, приводит его в дом стареющей звезды немого кино Нормы Дезмонд. Норма Дезмонд, давно потерявшая популярность, живет в добровольном затворничестве. Мир-иллюзия, выстроенный вокруг нее, защищают экс-звезду от суровой реальности нового Голливуда, в котором нет места немому кино и его умирающим звездам. Норма Дезмонд - богата, ей по-прежнему шлют письма поклонники, у нее есть практически все. И, тем не менее, она бесконечно несчастлива.
Представленная на экране драма - поистине шекспировского масштаба. Каждый из персонажей живет своей трагедией, что переплетается с трагедиями других, образуя вместе захватывающее полотно Бульвара Сансет.
О чем этот фильм?.. о тех, кто умирает раньше, чем умирают их тела. О том, как пуста и бессмысленна жизнь тех, кто утратил ее смысл. О том, как одни несчастные люди обрекают на несчастье других.
Определенно, Бульвар Сансет - стоит того, чтобы потратить 110 минут своей жизни. Искренне советую всем, - не только любителям жанра или ценителям кино, но вообще всем. Прекрасный образчик того, что, возможно, едва ли можно назвать шедевром, но уж точно - прекрасной картиной.
В качестве постскриптума хочу сказать, что многих зачастую отталкивает некая чуждость черно-белого кино, которая легко заметна даже не кадрах. Нет необходимости скачивать саму картину и смотреть ее, чтобы убедиться, - это кино действительно другое. Оно принципиально отличается от того кино (1990+), к которому мы все привыкли. Иная форма подачи материала, иная операторская работа, иные средства выразительности у актеров. Все - иное, непривычное, другое.
И, тем не менее, этот старый кинематограф повествует о том же, о чем повествует новый, - о людях, их чувствах и их трагедиях. те, кто найдут в себе силы переступить через инаковость старого кино, обнаружат для себя много нового и интересного.