"Все предшествующие преступления русской империи совершались под прикрытием тени молчания. Депортация полумиллиона литовцев, убийство сотен тысяч поляков, уничтожение крымских татар - все это сохранилось в памяти без фотодокументов, а следовательно, как нечто недоказуемое, что рано или поздно будет объявлено мистификацией. В противоположность тому, вторжение в Чехословакию в 1968 году целиком отснято на фото - и кинопленку и хранится в архивах всего мира.
Чешские фотографы и кинооператоры прекрасно осознали, что именно они могут совершить то единственное, что можно еще совершить: сохранить для далекого будущего образ насилия. Тереза всю неделю была на улицах и фотографировала русских солдат и офицеров во всех компрометирующих их ситуациях. Русские не знали, что делать. Они получили точные указания, как вести себя в случае, если в них будут стрелять или бросать камни, но никто не дал им инструкций, что делать, если кто-то нацелит на них объектив аппарата".
Милан Кундера. "Невыносимая легкость бытия"
Случайно вспомнил, что сегодня у нас годовщина начала операции "Дунай" - ввода войск 5 стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году. В свое время в "Военно-историческом обозрении", официальном историческом журнале Миноброны РФ читал воспоминания наших солдат и офицеров, участвовавших в операции.
А пару лет назад купил в "Йозефе Кнехте" альбом чешского фотографа Йозефа Коуделки, целиком посвященный самым драматичным моментам - вводу войск, столкновениям с местными жителями.
Биография автора того периода перекликается с отдельными моментами "Невыносимой легкости бытия". Он был в общем-то начинающим профессиональным фотографом, и оказался с камерой на улице как раз во время танков. Был захвачем водоворотом событий, отщелкал кучу пленок, а потом смог вывезти их за границу. Кто-то скажет, что как профессионал репортажа он "родился" именно тогда, в августе 1968 года.
Часть фотографий была опубликована MAGNUMом в 1969, но без указаний авторства. Это позволило Коуделке более-менее спокойно работать дальше как фотографу, не становясь еще одной пешкой в "холодной войне".
В учебниках и в интернетных статьях много общих видов первых дней присутствия танков в Праге - колонны техники на Вацлавской площади, молчаливая стена местных жителей на тротуарах. А фотографии в альбоме Коуделки - они про реакцию местного населения. Прямых столкновений было не так много. Хотя все-таки были 3 десятка погибших и раненых с нашей стороны и несколько сотен человек - с чешской.
Это с выставье в люмьеровском центре, но в альбоме все эти кадры тоже есть:
Но таких фотографий в альбоме - примерно половина. Другая половина - про реакцию людей. Толпы чехов не были просто статистами. Они выходили на улицу, писали плакаты, пытались агитировать солдат.
Сухие факты наполняются эмоциями участников событий. Собственно, вот эта сторона и была для меня чем-то новым, даже только ради нее стоило издавать альбом.
Уличная агитация:
И так.
Очень много параллелей с немецкой оккупацией, отсылок к истории освобождения Праги советскими войсками в 1945-м году.
Свастик, вписанных в советские звезды, в книге много, а в сети почти нет.
Таких фото в самом альбоме- десятки, но в сети я нашел всего несколько.
.
Это солдаты стран Варшавского договора.