Кларисса Пинкола Эстес "Освободите сильную женщину" (Untie the Strong Woman)

Jun 15, 2014 07:54

Оригинал взят у wed_ma в Кларисса Пинкола Эстес "Освободите сильную женщину" (Untie the Strong Woman)
"Она вечно в движении.
Если есть где волнение - там и она.
Если есть где смятение - там и она.
Есть ли где ликование - там и она.
Если где нетерпение - там и она.
Где утомление - там и она.
Страх, тревога, печаль,
Красота, вдохновение -
Там повсюду она."
Клариссу Пинколу Эстес, юнгианского психоаналитика, много работавшую с травмированными женщинами, и сказительницу смешанных кровей со значительной долей крови мексиканских Latinos и европейских эмигрантов, женщину крепко держащуюся за свои корни, и одновременно представительницу поколений  "перекати-поля" знают в основном по прекрасной книге "Бегущая с волками", в которой было много лиц Дикой женщины, о которой любит говорить Эстес, и книга эта была пригодна для множества разных случаев.


Ее новая книга "Освободите сильную женщину", которая вышла в русском переводе в издательстве Эксмо в 2014 году - посвящена теме, которая кажется шире и многоводнее некуда - Великой Матери, как спасительнице, освободительнице, защитнице угнетенных. При этом она куда более сфокусирована, более узкого спектра действия в каком-то смысле, как конкретное лекарство. Дело в том, что книга посвящена образу Великой Матери в значительной степени в ее выражении
через Марию ( и более конкретно, через  Maria de Guadalupe) в латиноамериканском католичестве, которое в Эстес сильно
с детства. Эстес связывает ее образ с дохристианскими верованиями мексиканских индейцев, богиней зерна и плодородия, и возвращается к образу Марии La Guadalupe - матери, защитницы и избавительницы даже самых запутавшихся и потерявшихся своих детей.  При этом она пишет именно о материнской силе и настойчивости, упорстве, выживании, способности снова и снова возвращаться с помощью.

"И  - да, она действительно в некотором смысле кротка, но не так, как хочется тем, кто желал бы свести ее сущность к анемии. Да, она кротка - но кротостью неукротимой, отказываясь вмещаться в любые рамки и становиться мелкой.
И - да, она действительно спокойна, но не безвольна, чтобы не подниматься снова и снова. Наоборот - да, она спокойна, как спокоен могучий океан, движущийся в гигантских впадинах и вершинах огромных волн, подобно сердцебиению...
И - да, она действительно чиста, но не так, как те, кто никогда не хмурится, никогда не ведает сомнений, никогда не сворачивает не туда (на время). Но она чиста - о, да! - как драгоценный камень, который огранила сотня сверкающих граней муки, приключения и испытания - и при этом ни в одной из граней нет ни блика мертвого стекла."

Освобождение в этом контексте - о том, что сильно в женщине, и что нельзя сковать. Перевод названия к слову не вполне точен "Untie" - это все-таки скорее развязывать, освобождать от пут. Об этом и книга - что нет таких цепей, нет таких веревок, которые нельзя бы было снять при ее помощи. О том, что помощь придет, если обратиться за ней. О том, что она не сможет защитить от всех ошибок, от всей боли, но с ее помощью их будет меньше, и с ними можно будет справиться.
В этой книге Эстес много рассказывает о своей жизни, о том, что она делала, как она получала помощь в своей работе, в ней много фото вотивов (ex-voto), которые она делала.  В том числе, есть прекрасная история о том, как она решила на своем участке поставить типичную для латиноамериканских католиков фигуру Марии La Guadalupe вкопанную внутри поставленной "на попа" ванны, и когда она просила о помощи, чтобы вкопать эту ванну, к ней пришел человек сильно пьющий, и при этом не утративший внутреннего огня (на английском эта история есть вот тут). Создание и водружение статуи заняло куда больше времени, и в результате получился грот с источником, в котором статую Марии La Conquista (Матери завоеванных, Марии всепобеждающей) лепил тот самый человек (фото грота ненадолго мелькает вот в этом ролике). Она рассказывает, как воспринимали Марию женщины ее клана.Она рассказывает о культе Черных Мадонн, и о том, как ее бабушка снова и снова выискивала среди обгоревших поленец похожие на фигуру Марии и украшала ими сад. Она пишет об Африке и культе Матери - дороги. Она рассказывает, как работала в центре для малолетних преступниц, и о ритуалах Pesame и La Posada у латиноамериканских католиков. В значительной степени эта книга об обретении внутреннего огня, об отказе быть порабощенным чем бы то ни было. И с одной стороны, она пишет об очень личных вещах, об истории завоевания индейцев, уничтожения сказителей, о том, как возрождение возможно из последнего сохранившегося зерна в початке. И одновременно книга достаточно универсальная, чтобы найти свой отзыв и в нас.

Психология, Перепост, Помни Имя своё

Previous post Next post
Up