Я наконец понял, как работает трансмиссия скутерная, и почему передаточное такое скромное.
Итак, вариатор. Точно не измерял, но его диапазон - от 0,4 до 2,0 примерно. При этом старт идёт на 0,4. Далее, за вариатором, идёт задний редуктор. После "тюнинга" его передаточное примерно 0,15.
Автоматическое сцепление срабатывает примерно на 2000рпм. Это (с учётом "десятидюймовго" заднего колеса и покрышки 90) получается порядка 20 кмч. Так как передаточное наредукторе я суммарно изменил примерно в два раза, ранее (в заводской конфигурации) это было 10 кмч.
Далее, смотрим в другую сторону. 2000рпм по ту сторону вариатора превращается в 5000 на коленвале. Казалось бы, отлично. Это уже точно зона рабочих оборотов. Но не едет.
Что получается в реальности:
* При открытии газульки начинают расти обороты мотора. Примерно на 1000рпм или чуть ниже лепестки сцепления развивают достаточно центробежного усилия, чтобы сойти с фиксаторов. Это там такие штуки встроены для создания задержки на раскрытие.
* Лепестки прижимаются к чаше, и часть мощности от мотора идёт на колёса.
* Далее система самостабилизируется. Трансмиссия тормозится сцеплением до таких оборотов, когда передаваемая сцеплением сила уравновешивается тягой мотора. Разработчиком планировалось, что на этих оборотах тяга мотора достаточная, чтобы разгонять скутер на любых разумных уклонах, и по мере разгона лепестки прижимаются всё сильнее, разность скоростей на сцеплении стремится к нулю, и на этих самых 2000рпм сцепление зажимается.
У меня же, вследствии изменённого редуктора, момент мультиплицируется сильнее, и рост скорости (разгон) осуществляется слабее. К тому же момент на двигателе на низких оборотах ниже. В итоге при раскрытии сцепления обороты проседают, и двигатель проваливается по мощности так, что средняя горка становится непреодолимым препятствием. Сцепление тормозит трансмиссию до тех пор, пока передаваемое усилие не сравняется с моментом, развиваемым двигателем. А так как передаваемое усилие зависит от скорости и разности скоростей на сцеплении, получается система с обратной связью. Если есть избыток мощности - скутер будет разгоняться, баланс будет смещаться в сторону повышения скорости, и когда то скутер, набрав примерно 20 кмч, подойдёт к росту момента двигателя, и дальше всё будет нормально. Если же избытка нет - мотор ревёт, сцепление горит, и скорость меньше 10 кмч.
* После разгона до замыкания сцепления идёт разгон до рабочих оборотов двигателя, и далее вариатор будет раскрываться. Тут тяга ломовая, да.
В общем, как я понял, проблема в том, что малокубовый двигатель имеет очень малый момент на малых скоростях, и диапазон вариатора тоже ограничен, и поэтому имеем вилку. Либо задираем максимальную скорость, и тогда у нас растут требования к моменту на старте, либо занижаем передаточное, и момент требуется уже меньше, но падает максималка.
Выход из ситуации - либо терпеть, не стартовать в горку, толкаться ногами при старте (это сразу смещает баланс выше, где момент тоже выше), либо менять поршневую на "побольше". Там момент выше.
Ну и что у меня получилось. Я сегодня хорошо так покатался...
Старт да.. При попытке ради теста стратануть в крутую горку - я чуть не выжег сцепление. Стартовое ускорение я придал ногами, скутер разогнался до 10 кмч, но дальше уклон возрос, и всё. Думал сцеплению хана, и оттуда не уеду. Но вроде оно выжило. Двигатель рокотал, скорость 10 км/ч, скутер ползёт в гору. В общем так нельзя.
Но стоит набрать хотя бы 15 кмч, и появляется тяга. А на 20 кмч, всё уже очень бодро. Эту же горку я хорошо так преодолел на 30 кмч.
Ну и так, по дороге... Интересная фича. Если отпустить ручку газа, то при скорости ниже 24 кмч сцепление размыкается и двигатель переходит на холостые обороты. Можно катиться под горку или накатом по просёлку.
Ну а по асфальту... 45 едет почти везде. 50 едет в небольшие горки. 55 легко едет по прямой против ветра. 60 едет без ветра либо под небольшой уклон. Ну и под горку легко набирает 70, и в принципе трансмиссии хватило бы и на 90.
В общем я решил, что цель достигнута. Поршневую я пока менять не буду, это всё таки скутер. Так, при трогании на перекрёстках, на обочинах - проблем нет. Проблема на больших горках, но там у многих мотов проблема будет. И чисто по ощущениям, "ну давай уже. Во, пошёл". Раньше стартовал бодрее. Но больше 50 не очень то ехал.