Весьма подробная научная
статья А.Г.Арбатова о проблемах ядерного сдерживания и стратегической стабильности опубликована Московским Центром Карнеги.
Весьма цельные (но спорные) предложения, в реализуемости которых есть сомнения. Но обсуждать их безусловно стоит:
...по прошествии без малого тридцати лет было бы исключительно важно обновить согласованные принципы стратегической стабильности с учетом произошедших изменений.
- Следует расширить само определение стабильности как российско-американских стратегических отношений, не только «устраняющих стимулы для нанесения первого ядерного удара», но и «стимулы для любого применения ядерного оружия». Что касается предотвращения нападения с использованием обычных вооружений, то оно должно опираться на достаточные силы и средства общего назначения, а еще лучше - на соглашения типа Договора по обычным вооружениям в Европе (от 1990-1999 годов).
- Смысл положения об «уменьшении концентрации боезарядов на стратегических носителях» и «оказании предпочтения средствам, обладающим повышенной выживаемостью», следует выразить не косвенно, а прямо - обоюдным признанием того, что системы оружия, угрожающие выживанию стратегических средств и их информационно-управляющих систем, являются дестабилизирующими и должны ограничиваться и сокращаться в приоритетном порядке.
- При выполнении указанного условия планы запуска ракет на основании сигналов СПРН (встречный или ответно-встречный удар) должны быть на взаимной основе упразднены как создающие опасность ядерной войны из-за ложной тревоги, несанкционированных действий или кибердиверсии.
- Системы оружия, размывающие грань между ядерными и обычными средствами (т. е. двойного назначения), должны быть признаны дестабилизирующими и стать предметом взаимных ограничений и мер доверия.
- Системы ПРО для защиты от третьих стран и негосударственных субъектов следует вновь сделать предметом обоюдно согласованной «взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями».
- Космические вооружения, прежде всего специальные противоспутниковые системы, должны быть признаны дестабилизирующими и подлежать проверяемому запрету. Средства кибервойны против стратегических информационно-управляющих систем друг друга также являются дестабилизирующими и должны быть объектом запрещения и мер доверия.
- Обе стороны могли бы признать, что их ядерные доктрины и вооружения могут создать опасность непреднамеренной войны в результате эскалации кризиса, что следует сделать предметом серьезного постоянного диалога на государственном уровне.
- Вовлечение третьих государств в процесс ограничения ядерных вооружений должно основываться на объективной оценке их сил и программ и согласовании последовательности, состава участников, принципов и методов ограничения вооружений и верификации соглашений.
Кроме того, в тексте присутствуют любопытные размышления на тему «неприменения первым» в контексте известного выступления Президента В.В.Путина на прошлогоднем «Валдае»:
...остальная часть высказывания президента, похоже, внесла фундаментальную поправку в Военную доктрину России. А именно было фактически объявлено о неприменении ядерного оружия первыми, что сделал СССР в 1982 году (хотя никто в мире тогда не принял это всерьез) и что отменила Россия в 1993 году (чему все поверили). Из девяти нынешних ядерных государств такое обязательство взяла на себя только КНР (но и ей мало кто верит), а также Индия (хотя с серьезными оговорками).
Ну и минутка заклепок - в приведенном для иллюстрации проблемы неоднозначности (ambiguity) перечне систем двойного (ядерного и неядерного) назначения оказалась крылатая ракета AGM-158, она же JASSM. Про ее ядерное боевое оснащение никто и никогда ничего не говорил, однако лично мне это кажется весьма тривиальной задачей.