Международное взаимодействие в борьбе с глобальными угрозами: взгляд ИМЭМО РАН

Jan 10, 2017 13:24

Вышел из печати юбилейный выпуск ежегодника.


В конце февраля обещают выложить на сайте полный текст, пока несколько тезисов с презентации:
  1. Главная идея книги - констатация основного противоречия современных международных отношений между растущим императивом сотрудничества ведущих держав и центров и их неспособностью обеспечить такое сотрудничество вследствие возникшего между ними раскола, их разобщенности.
  2. Режим ограничения и нераспространения вооружений, в том числе ядерного оружия, является неотъемлемой, важнейшей составляющей международной безопасности. Произошедшее фактическое замораживание процесса контроля над вооружениями и разрушение его договорно-правовой базы контрпродуктивно и опасно. Необходимо возобновление переговоров по ограничению вооружений и достижение значимых договоренностей в данной области.
  3. Хотя вновь избранный американский президент более склонен к политической гибкости в отношениях с Россией, однако он не нацелен на контроль над вооружениями. Но именно поэтому России следует проявить инициативу в данном направлении.
  4. России следует сформулировать пакет предложений c учетом своих интересов, который может стать основой для российско-американских переговоров.
  5. России важно предотвратить гонку вооружений,  как в целях обеспечения безопасности, так и с целью экономии средств.  Российской стороне жизненно необходимо обсуждать с США, как учитывать ПРО в дальнейшем процессе переговоров, что делать с наступательными стратегическими системами, как относиться к гиперзвуковым системам и к дозвуковым крылатым ракетам, вызывающим озабоченность российской стороны, как рассматривать вопрос о присоединении третьих стран к процессу контроля над вооружениями, как противостоять распространению ударных систем в космосе и т.д.
  6. Хотя НАТО до сих пор не осознает разрушительных последствий своей политики расширения, реакция Альянса на украинский кризис - увеличение Сил быстрого реагирования и размещение четырех батальонов в странах Балтии и Польше - была достаточно сдержанной. В этой связи важно, с одной стороны, донести до Альянса озабоченность российской стороны, а с другой - противостоять гонке вооружений, которая в прошлом уже не раз оказывалась губительной для страны.
  7. Арктика остается уникальным регионом, поскольку там сохраняется преемственность сотрудничества (за исключением военной сферы и разработки энергоресурсов на шельфе). Там отсутствуют объективные поводы для конфликтов, и даже в последние годы принципиальных изменений в военной деятельности не наблюдается. Однако Россия остается единственной страной, имеющей в Арктике постоянно развернутые силы и вкладывающей значительные средства в формирование и усиление военной инфраструктуры в регионе, что создает предпосылки для эскалации военных приготовлений в регионе и превращения его из «пятачка стабильности» в потенциальную зону конфликта, если стороны не будут проявлять максимальную сдержанность.
  8. Изменения в политике сдерживания, как свидетельствует послевоенная история и современный опыт, коррелируют с инновационными рывками в развитии новых технологий. И новая американская администрация, провозгласившая целью сделать страну более сильной, будет ориентироваться на новый инновационный рывок.
  9. Для противодействия угрозе катастрофического терроризма, то есть террористических актов с применением оружия массового уничтожения, необходимо добиваться универсализации и поднятия уровня обеспечения сохранности и безопасности оружия массового уничтожения.
  10. В целях укрепления международной безопасности необходимо задействовать международные институты. Необходимо переосмысление роли Совета Безопасности, адаптация его на фоне расширения институциональных вызовов с целью полноценного использования его правовых полномочий, поскольку только данный орган  обладает их совокупностью. В главах книги выдвинуты идеи и рекомендации, которые идут дальше предлагаемых на официальном уровне и могут стать хорошей основой для деэскалации международного положения, урегулирования региональных кризисов, решения проблем в сфере контроля над вооружением. Авторы ежегодника ставят во главу угла необходимость международного взаимодействия, а не существующие противоречия.
В целом разделяю взгляд авторов по п.п. 2-5.

По Арктике наблюдение важное, и я бы добавил еще один фактор (возможно, он отражен в полном тексте) - явный дисбланс в милитаризации региона в русскую сторону (пусть и при фактическом отсутствии реальных угроз безопасности остальных держав) может вести к внутриполитическим требованиям в тех же США по ответным мерам.

Международные институты развивать, безусловно, надо, но вот каким образом - пока сложно сказать. Возможно, регионализация международной политики может сослужить добрую службу - в смысле, на какое-то время, без резких движений, региональные проблемы будут решать региональные организации без вовлечения как внерегиональных, так и глобальных структур.

opusmagnum, 欧洲, military, кибер, имэмо, politik, arktikos, nuke

Previous post Next post
Up