Свадьба

Oct 16, 2013 18:34

   Решил я открыть новый тег - традиции. Журнал у меня в массе своей - классический лытдыбр, но я уверен, что небольшой процент познавательного материала ему не повредит. А чем мы сильны, если не своими корнями? А корни - это традиции. Короче, обосновал. ))

Первый блин будет свадебным. Сама того не ведая, натолкнула меня на эту мысль девушка по имени lyu_sanna, за что ей и спасибо!



Свадьба на Руси - это яркое и красочное зрелище, окруженное огромным количеством всевозможных традиций. Самым[ИНТЕРЕСНЫМ]
в русских свадьбах было то, что свадебные обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли как бы торжественное возведение их в новое достоинство. «Они имели подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста - княгини», - писал Н. И. Костомаров об обычаях наших предков XVI-XVII веков. В последующие столетия эта традиция особенно не изменилась.

Любой свадьбе предшествовал подбор кандидатуры невесты. Занимались этим родители жениха, а не он сам. До XV века вообще считалось нормой, что жених и невеста увидятся впервые лишь в день свадьбы. Подбирая невесту, родители и родственники жениха выясняли достоинства и недостатки предполагаемой супруги сына, обсуждали ее родственников, выясняли, нет ли между женихом и невестой отдаленных родственных связей. Если все перечисленное устраивало, происходило сватовство.

Присутствие священника на сватовстве было желательным пунктом, чтобы он подтвердил, что со стороны православной церкви препятствий к венчанию и свадьбе нет. В момент сговора жениха представляли теще. В купеческих и княжеских семьях невеста не должна была при этом присутствовать, а вот в простых семьях знакомство происходило в присутствии невесты. По традиции сватовство завершалось пиром. На другой день в дом родителей девушки приезжала мать жениха и смотрела невесту. После «смотрин» можно было играть свадьбу, что делали в доме родителей будущего мужа.

Долгое время на Руси свадьбе и венчанию предшествовало обручение, которое происходило за несколько дней, а иногда и недель до свадьбы. Со второй половины XVIII века венчание и обручение стали проводить в церкви одновременно.

Обязательным ритуалом, связанным со свадьбой, был перевоз приданого. Утром в день свадьбы приданое вывешивалось или выкладывалось в помещение, где должно происходить застолье. С особой торжественностью перевозилось свадебное ложе. Обычно его оборудовали в каком-нибудь нежилом помещении. После обустройства брачного ложа можно было приступать к самой церемонии свадьбы.

К дому невесты жених должен был подъезжать на своем аргамаке. Женихи из простых семей делали это на санях, украшенных лентами и бубенцами. Как правило, родители жениха в этом торжестве не принимали участия, их заменяли посаженные отец и мать. Выкуп за право входа в дом невесты парень обычно платил не деньгами, а подарками и сладостями. Затем гостей рассаживали за стол, а посаженая мать шла к невесте, чтобы удостовериться, что она готова к церемонии. Когда молодые выходили к гостям, их осыпали зерном и хмелем, и жених должен был просить благословения у родителей невесты. Затем он сажал ее в сани, которые ехали в церковь, сам же ехал на своих санях или верхом.

После венчания молодые ехали в дом родителей парня. Здесь у молодых было время отдохнуть, невесту причесывали и переодевали. Потому что обычно на венчание молодые ездили в праздничной, но уже ношеной одежде. А переодевание символизировало начало новой жизни. Для гостей в это время демонстрировали приданое невесты, а потом начиналось застолье.
Во главе стола сидели молодые, которым ставили каравай и несколько традиционных блюд в зависимости от региона. Это могли быть блины, хворост, сыр, пироги. Обычно в первый день застолье длилось недолго, жених с невестой уходили в помещение, где находилось их брачное ложе, а гости продолжали праздновать. Именно на второй день начиналось самое веселье, молодым дарили подарки, а напитки «становились горькими». Чтобы подсластить напиток, паре приходилось целоваться. В крестьянских семьях на этом праздник заканчивался. В богатых дворах могли продолжать праздновать еще несколько дней.

Вплоть до XVII века, т. е. до петровских нововведений, старые свадебные обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. С XVIII века народный обряд начинает вытесняться в высшем обществе общеевропейским «политесом».

Одинаковым практически для каждого жителя страны был обряд венчания. В остальном же брачные обряды у каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую - на купеческую и т. д.
В деревенских свадьбах многие ритуалы напоминали языческие. Свадебное время считалось благоприятным для разгула нечистой силы, поэтому принимались всевозможные меры во избежание порчи. Невесте и жениху втыкали в одежду булавки против сглаза или вкладывали головку лука, чеснока или колокольчик. Все гости подпоясывались вязаным пояском с множеством узелков. Сваха с рябиновой веткой в руках обходила кругом дом и кровать, где постилалось брачное ложе. При одевании невесты какая-нибудь удачливая в замужестве женщина должна была вдеть ей серьги на счастье. Перед приходом молодых от венца снаружи клали на порог незапертые замки, а когда молодые их перешагивали - замки защелкивали. То же делали и при первом приезде жениха к невесте, чтобы была успешнее свадьба.

Но все эти приметы, обычаи, традиции объединяло одно - каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье. И, можно сказать, что они имели свою силу. Ведь, несмотря на то, что мнением жениха и невесты никто особо не интересовался, разводы в те времена были большой редкостью.


государство, традиции, образование, мужчины, женщины, привычки, общение

Previous post Next post
Up