По рекомендации моего сербского товарища посмотрел югославский фильм 1984 года «Балканский шпион». Это фильм о людях, всю проживших жизнь при коммунистической идеологии и имевших несчастье жить в эпоху крушения этого политического строя.
Главный герой фильма Илия отсидел два года по политической статье. По настоянию жены он берет постояльца - портного, серба, вернувшегося из Франции. В 60-е годы коммунизм в Югославии был не таким «строгим», как в СССР, люди могли легко получить заграничный паспорт, путешествовать, работать в других странах, - говорил мне Драган. Так и этот портной - Петар Марков Яковлевич - проработав 20 лет во Франции и заработав приличные по местным меркам деньги, вернулся обратно, чтобы открыть ателье.
Илию вызывают в полицию, где инспектор между делом интересуется постояльцем. После этого Илию начинает преследовать параноидальная мысль о том, что раз уж этим человек интересуется полиция, то значит постоялец - шпион и готовит заговор. Илия влезает по уши в долги, берет кредит в банке, покупает фотоаппарат, бинокль, микрофоны, записывающую аппаратуру, берет отпуск на работе и начинает тотальную слежку за Петаром.
Самые безобидные факты в его сознании превращаются в преступные. Например, когда дядя постояльца сообщил, что Петар двадцать лет не писал тете, Илия находит этому «логичное» объяснение: «Это потому что она живет на проспекте Ленина. Он напишет имя Ленина на конверте, а кто знает, где этот конверт потом окажется! Если бы проспект был Черчилля или Рузвельта, он бы дважды в неделю ей писал!».
Просмотрев вещи постояльца, Илия принимает инсулин за наркотики, встречу с проектировщиком ателье - за собрание заговорщиков, план ателье естественно превращается в схему теракта (Илия даже бросается в холодную весеннюю реку, чтобы вытащить улетевший план из воды). Постепенно он начинает подозревать всех людей вокруг: «Это целая сеть: тот парень, который открыл кулинарию на нашей улице, тоже его человек! Он финансирует шпионскую деятельность!». Наконец, Илия решает, что «террористы и шпионы» хотят его ликвидировать и тут же по стечению обстоятельств попадает под машину. Это еще больше укрепляет его в мысли, что шпионы вышли на тропу войны, и он вызывает на помощь своего брата-близнеца, который, будучи таким же параноиком, отличается еще и крайней жестокостью (в свое время отсидел 4 года).
Начиная с этого момента, комедия постепенно превращается в трагедию. Братья достают из подвала пистолеты, «икону» - портрет Сталина и начинают уже вдвоем рыть улики и пытками выбивать из друзей портного «доказательства».
Финальная сцена, в которой Илия убеждает избитого портного «покаяться» я пересматривал два раза - это исповедь человека, чьи идеалы рухнули, но перед ним сидит привязанный к стулу один из виновников этого крушения и представитель ненавистных американцев и англичан. И огромное искушение убить его тут же, на месте, после чего мучения закончатся: «Я его любил! Сталин был для меня свят! Теперь ему приписывают то, чего не было, его обвиняют в преступлениях, которые он не совершал. Ты вернулся с «честным» капиталом, чтобы снова строить дворцы и замки, чтобы снова угнетать и уничтожать людей! Меня посадили за то, что я верил <Сталину>, а тебя не сажают за то, с чем мы боролись!».
Посмотреть "Шпиона" стоит. И да, смотреть лучше с
оригинальной озвучкой и русскими субтитрами - сербский интуитивно понятен, а игра Данилы "Баты" Cтойковича - прекрасна.
Еще этот фильм напомнил мне «Игры разума», снятые на 14 лет позже: та же шизофрения у главного героя, так же извращенно он трактует обычные события, только Джон Нэш на «общественных» началах «работает» на ЦРУ и борется с советскими шпионами.