Давно уже ничего про Моцарта не писал, а тем временем я добрался до наиболее интересной части его творчества - оперы, кантаты и прочие произведения, в которых ключевую роль играет голос. Если верить музыковедам, то для Моцарта это было наиболее привлекательным жанром, так как его всегда интересовали эмоции, выражение характеров и театрального сюжета в музыке.
И вот я добрался до самой первой оперы, "Die Schuldigkeit des ersten Gebots" (Долг первой заповеди), написанной Моцартом в возрасте 11-ти лет. Если быть совсем точным, то это не совсем опера, а "духовный зингшпиль", т.е. что-то вроде оратории на религиозную тему. Я даже попытался разобраться в тексте, тем более, что он написан на немецком, который я более или менее понимаю, но довольно быстро пришел к выводу, что счастливее я от этого не стану. Могу только доложить, что главными героями оратории являются христианин с говорящим именем Кристиан, а кроме него Дух Христианства, Божественная Справедливость и Божественное Милосердие. Ради справедливости, замечу, что по-немецки имена героев звучат гораздо благозвучнее - Der Christ (без экивоков), Christgeist, Gerechtigkeit и Barmherzigkeit. Ну и дальше весь сюжет крутится вокруг первой заповеди из Евангелия от Марка: ...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!
Героя искушают и поначалу он, вроде бы, даже не самый образцовый христианин, но в конечном итоге всё заканчивается хорошо. В общем, довольно прямолинейная морализаторская притча, тем более, что автор либретто (торговец сукном и впоследствии даже мэр Зальцбурга) особыми литературными талантами не блистал. Но 11-летний Моцарт превращает это христианскую проповедь в удивительно радостное и даже сверкающее оптимизмом действо. Если не знаете немецкий, то речитативы можно пропускать, но всё остально можно слушать подряд от начала до конца. Мой любимый номер - это ария "Hat Der Schöpfer Dieses Leben". Просто послушайте:
Click to view
Из других забавных подробностей - вообще-то оратория состояла из трех частей, которые были поставлены с перерывом в неделю друг от друга, но из них юный Моцарт написал только первую. Вторую написал Гайдн - не Йозеф, который впоследствии станет лучшим другом Вольфганга-Амадея, а его брат младший брат Михаэль, который, в каком-то смысле, был злым гением отца Моцарта, так как в 1765 году получил пост зальцбургского концертмейстера, на который безуспешно претендовал Леопольд Моцарт. Третью часть написал Антон Каэтан Адльгассер, который отличился тем, что умер в возрасте 48 лет от апоплексического удара во время игры на органе, что позволило Вольфгангу-Амадею Моцарту занять освободившееся место придворного органиста. Вот такие сложные отношения - как ни крути, но Зальцбург был (и остаётся) небольшим городом.
Из всех трех частей "Долга первой заповеди" сохранилась только моцартовская, но какая всё-таки прекрасная и светлая музыка!