Mar 21, 2012 20:43
Московский психологический журнал.. №9
Кольцова М.М. Медлительные дети.
Почему возник вопрос о медлительных детях
- «Эти две копуши - Оля и Саша - постоянно задерживают группу; все поели, а они еще сидят над тарелками; все оделись, а они только пальтишки достали из шкафчиков!» - возмущается воспитательница в детском саду.
Мама шестилетнего Сережи почти со слезами жалуется: «Каждое утро у нас начинается криком и дерганьем - торопишься на работу, а он как назло еле шевелится! И так по всем. Что мне с ним делать?» Подобные жалобы приходится слышать довольно часто. Медлительные дети и в самом деле очень осложняют жизнь как семьи, так и детского коллектива - они медлительны в действиях, в реакциях на слова взрослых, их нужно постоянно торопить, а при этом они затормаживаются еще больше, в детском учреждении они не укладываются во время, отведенное для выполнения заданий, другие должны их ждать.
Более всего страдают сами «копуши»: взрослые на них раздражаются, то и дело бранят и наказывают, дети не очень охотно принимают их в игры, а самое главное - они испытывают трудности в обучении. Это происходит не потому, что медлительные дети «глупее», хуже понимают - нет, среди них есть и очень способные, но принятый темп объяснений и показа учебного материала для них оказывается слишком быстрым.
Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что в школе медлительные дети оказываются в неблагоприятном положении и часто дают неврозы.
Американский психолог Дж.Холт (1956) на основании своих наблюдений пришел к заключению, что даже небольшая степень медлительности снижает шансы ребенка на успех в учебе.
Н. Е. Малков (1978) определял «умственную выносливость» - способность длительно и продуктивно заниматься - и оказалось, что у инертных (т. е. медлительных) детей она в два раза ниже. По нашим наблюдениям медлительные дети испытывают затруднения при обучении уже в детском саду.
Медлительные дети больше подвержены развитию неврозов. Ведь даже у взрослого человека, если он длительно напрягает свойство подвижности (работает в условиях ограниченного времени, следит за быстро меняющимися сигналами и т. д.) происходит нарушение деятельности нервной системы: появляются колебания артериального давления, аритмия сердечных сокращений, расстройства сна, общие сдвиги возбудимости.
Неблагоприятные последствия напряжения (или перенапряжения) свойства подвижности у детей развиваются быстрее и носят более стойкий характер, чем у взрослых.
Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов, накладывают отпечаток и на их характер: очень часто они становятся необщительными, замыкаются в себе - получаются по выражению психологов «интраверты», т. е. люди, «обращенные в себя». Подвижные дети, напротив, легко идут на контакт с другими детьми и взрослыми людьми, открыты, это - «экстраверты», «обращенные наружу».
Все эти факты говорят о том, что медлительные дети нуждаются в помощи.
Нельзя забывать, что темп жизни непрерывно ускоряется. Врачи и психологи подчеркивают, что современный человек должен думать и действовать быстрее, чем наши прадеды и деды. Для того, чтобы справиться с требованиями, предъявляемыми нервной системе человека техническим прогрессом, быстро растущим объемом информации, нужна высокая подвижность нервных процессов.
Что такое подвижность нервных процессов.
Психологи и врачи давно заметили, что каждому человеку присущ какой-то свой темп движений, свой темп психической деятельности - его называют различно: «личный темп», «собственный темп». Он проявляется в больших индивидуальных различиях скорости как простых двигательных реакций, так и сложных моторных актов, а также протекания различных форм умственной деятельности: решения логических задач, заучивания, переключения внимания и т. д.
Наблюдения многих ученых показали, что «личный темп» у каждого человека очень постоянен. При возбуждении и утомлении отмечаются некоторые сдвиги в скорости протекания реакций - они могут ускоряться или замедляться, но как только восстанавливается нормальная возбудимость нервной ткани, т. е. человек успокоится или отдохнет, так восстанавливается и свойственный этому человеку его личный темп.
Большинство авторов, изучавших этот вопрос, пришли к заключению, что «личный темп» связан с врожденными типологическими особенностями нервной системы человека.
У детей личный темп изучался мало, между тем большое количество медлительных детей делает эту проблему очень острой.
Вся деятельность нервной системы осуществляется двумя нервными процессами: возбуждением и торможением.
При большом постоянстве личного темпа, все же имеются некоторые его возрастные колебания. Уже упоминалось, что у детей до трех лет подвижность нервных процессов очень мала, далее она постепенно увеличивается.
В лаборатории Л. Г. Иванова-Смоленского было установлено, что в младшем дошкольном возрасте подвижность нервных процессов на 20% ниже, чем в старшем дошкольном возрасте и на 40% ниже, чем у учащихся начальной школы. Исследованиями ряда ученых было показано, что подвижность нервных процессов у человека возрастает до 20-22 лет, какое-то время остается на определенном уровне, затем начинает снижаться.
Все авторы, изучавшие этот вопрос, отмечают, что возрастные различия меньше индивидуальных (типологических). У детей, имеющих низкую подвижность нервных процессов, с возрастом происходит ее повышение, но она всегда остается ниже, чем у тех, кто отличается высокой подвижностью.
Чем же объясняются различия в уровне подвижности нервных процессов? В настоящее время установлено, что уровень подвижности стоит в прямой зависимости от содержания и активности в мозге особого вещества - ацетилхолинэстеразы. Именно это вещество определяет скорость проведения нервных импульсов по нервной ткани. Иначе говоря, уровень подвижности зависит от особенностей биохимии мозга у каждого человека.
Установлено также, что степень подвижности нервных процессов (а это значит, особенности биохимических процессов мозга) передаются наследственно, причем наследование идет преимущественно по материнской линии.
Чем отличаются подвижные дети от медлительных?
Такой вопрос кажется излишним - ведь сразу же видно, кто быстрый, подвижный, а кто - «копуша»! И на первый взгляд кажется ясным, что нужно делать с медлительными - торопить, подгонять, ставить в пример подвижных.
Нет, все не так просто.
Во-первых, при низкой подвижности дело не только в медлительности движений и умственной деятельности - тут возникают качественные отличия в работе мозга, а значит, и в ходе обучения. Во-вторых, торопить и подгонять такого ребенка не только бесполезно, но и вредно: он затормаживается еще больше, а так как торопят его постоянно (т. е. ставят в стрессовую ситуацию), то появляется и опасность невротизации.
Поэтому нужно внимательнее познакомиться с медлительными ребятишками - только тогда можно будет понять, как помочь им.
Вот сцена, повторяющаяся не раз в течение дня. Дети подготовительной группы детского сада (6-6,5 лет) одеваются перед прогулкой. Кому на это нужно пять минут, кому немного больше, но вот все готовы и топчутся в ожидании Иры, Оли, Толика и Маши - они находятся на разных стадиях натягивания рейтуз. Воспитательница нервничает, кому-то помогает, на кого-то ворчит. Ее можно помять: в это время одетые дети толкаются, трое мальчиков затеяли драку, две девочки хнычут, что им жарко. Настроение у всех испорчено, но больше всего у этих медлительных; их и торопили, их и бранили, и дразнили, но дело-то лучше не пошло.
Конечно, и взрослым людям (родителям и педагогам) часто трудно сдержать раздражение в подобных ситуациях, особенно, если они сами принадлежат к подвижному типу. Нельзя, однако, забывать, что окрики, выговоры, наказания за то, что ребенок «не хочет пошевелиться», «копается, назло» и даже просто постоянные напоминания: «побыстрее, побыстрее!», «ты можешь поживее?» приводят только к дальнейшему углублению торможения.
Наблюдения показали, что медлительные дети, очень склонны к стереотипным действиям, т. е. к поступкам по определенному шаблону; например, предпочитают ходить одной и той же дорогой, играть в привычные игры, уклоняясь от новых (эта тенденция отмечается у детей раннего возраста независимо от типа нервной деятельности, но у медлительных детей она проявляется и в дошкольном и в школьном возрастах, именно вследствие недостаточной подвижности нервных процессов).
Если они решают какую-то логическую задачу, то стараются сделать это известным им уже способом, даже когда он не очень подходит..
Инертность (т. е. недостаточная подвижность) проявляется и в речи детей. Медлительные не только «тянут» слова, но и делают ненужные паузы между ними.
Медлительные дети, как видно из сказанного, отличаются не только медлительностью двигательных реакций - в такой же степени у них замедленно и протекание умственной деятельности: они должны «собраться с мыслями» прежде, чем ответят на вопрос, медленно решают логические задачи. С этим нужно считаться и педагогам.
К нам обратилась недавно мать бывшей воспитанницы детского сада: девочка учится уже во втором классе и страдает от того, что учительница постоянно на нее сердится, что она не сразу отвечает на вопрос: «Ты опять глаза закатила и уснула, Теплова?» Между тем, девочка знает учебный материал и лишь нуждается в некотором времени, чтобы «раскачаться».
Таким образом, уже простое наблюдение над поведением детей показывает, что медлительные дети все время находятся в ситуации ограничения времени, т. к. их личный темп отстает от среднего; они склонны к стереотипам в поведении и речи, с трудом преодолевают эту стереотипию и делают при этом много ошибок; любая нагрузка на свойство подвижности (тоже ограничение времени, например), необходимость торопиться, ускорить свои реакции вызывает дальнейшее углубление торможения и следовательно, замедление реагирования. Отсюда можно видеть, что работа головного мозга этих детей не только отличается темпом, но и рядом принципиальных особенностей.
Умственная работоспособность подвижных и медлительных детей.
Умственная работоспособность - это умение понять то или иное логическое задание и выполнить его; зависит она от уровня развития мозга и его функциональной тренированности. Иначе говоря, если шестилетнему ребенку дается задача, соответствующая возможностям его возраста, но ребенок задержался по развитию, то он не справится с задачей, он может не справиться с ней из-за так называемой педагогической запущенности, т. е. потому что с ним мало занимались.
Для анализа сопоставлялись величины наиболее важных показателей умственной работоспособности подвижных и медлительных детей: скорости работы, количество ошибок, коэффициенты продуктивности работоспособности и сила активного внутреннего торможения.
Скорость работы у медлительных детей меньше, чем у подвижных на 24,0%, а количество ошибок у них больше на 32,0%.
Естественно, что коэффициент продуктивности у медлительных детей также существенно ниже.
Все описанные здесь факты свидетельствуют о том, что умственная деятельность медлительного ребенка не просто отстает по темпу, она и качественно иная. Этим еще раз подчеркивается необходимость особого внимания к этой категории детей.
Восприятие и усвоение информации у подвижных и медлительных детей.
Слышимые слова, музыка, звуки, издаваемые животными и различными машинами, зрительные образы, осязательные ощущения и множество других явлений, воспринимаемых органами чувств, являются сигналами, которые несут нам сведения (информацию) об окружающем мире, происходящих в нем событиях.
Мозг оценивает получаемую информацию и человек действует согласно этой оценке. Ребенок тянется к вазочке с конфетами, но мама говорит: «Нельзя!» - малыш хнычет, но убирает руку; вы ждете очереди на прием к врачу, вот вспыхнула лампочка над дверью и вы встаете и входите.
Восприятие и усвоение информации лежит в основе всех процессов обучения, познания - учится ли малыш говорить, читает ли школьник учебник, ведет ли ученый исследование.
Прочитать бы... Полезненько!!! про Детей