Индус и демократия.

Dec 11, 2011 01:18

Работал я много лет назад с одним индусом, звали его Джаз (Jas), от Джазуиндер (Jaswinder). Фамилия, естественно - Синг. Потому как индус этот был сикх. Стали мы с ним приятелями и я кое-что от него узнал о жизни индусов.
Вся его семья живёт в Индии. Его каким-то методом выбрали в детстве и назначили тем самым ребёнком, который «поедет в Америку работать» (он не смог мне объяснить как делается этот выбор). В пятнадцать лет его посадили в самолёт и отправили к двоюродному дяде в США. Живя у дяди и подрабатывая, Джаз закончил вуз по специальности программист и приступил к сидению у компьютера за деньги.
Тут-то мы с ним и познакомились. Через несколько месяцев после знакомства у нас за обедом случился такой разговор:
- Скоро еду домой на месяц, жениться.
- На ком?
- На своей невесте, конечно.
- А кто она?
- Вот заодно и узнаю!

Их обручили в детстве, то есть родители между собой договорились, что дети их когда-нибудь поженятся. Он вырос, выучился и теперь его письмом вызывают на собственную свадьбу. Он был совершенно спокоен, занимался решением чисто бытовых вопросов - покупкой кровати пошире, переездом в квартиру попросторнее, переговорами с американским начальством об отпуске на неслыханный здесь срок (To do what? To get married? In India??? You need a month???).
Когда всё это было сделано, он полетел жениться. Вернулся он женатым человеком, но один. А дело в том, что если невесту в США можно привезти почти мгновенно, то жену - в течении года. Такие иммиграционные правила. Ну а свадьба, само собой разумеется, должна была быть в родном селе, всем миром, всей округой. Индийская свадьба это вам не в ЗАГС быстренько сбегать да оливье поклевать, там это мероприятие серьёзное. И вот вернулся Джаз и стал оформлять визу жене. Заняла эта тягомотина ровно год. Потом жена, наконец, прилетела. То есть первый год супружеской жизни они жили врозь.
Меньше чем через месяц по её прилёте я был у них в гостях. Утверждаю, глядя на них я видел единство душ и телес, которого в белой среде не видел никогда. Можно было подумать, что они уже к этому времени прожили душа в душу полвека.
Пока она ждала своей свадьбы, она окончила школу, потом получила бакалавра чего-то там, потом магистра чего-то там ещё. То есть на момент заключения брака она была формально более образованна, чем её будущий муж. Вдобавок, зная, что ей уготована жизнь в Америке, она прилежно все эти годы учила английский язык.
Потом женился и я. И стали мы дружить семьями. Мы с ходили к ним в гости и жена Джаза готовила замечательные индийские блюда. Немного к нам привыкнув, она начала рассказывать их историю уже со своей стороны.
«Я всегда жила очень спокойно, ведь я твёрдо знала что, во-первых, я обязательно выйду замуж, а во-вторых, я знала за кого. Это знание и спокойствие позволили мне не тратить ни времени ни сил на бесполезные метания и мечтания. Я жила с родителями, училась, готовилась к браку и ждала своего часа. Не понимаю, как можно жить, когда не знаешь выйдешь ли замуж и за кого.»
Вероятно, такая жизнь не для нас. Она требует слишком высокой степени кротости и целомудрия, а у нас этих сокровищ давно нет. Безногого не заставишь плясать. Однако красота отношений, душевный мир и покой, рациональность, наконец, такой жизни меня потрясла. Это произвело очень яркое и сильное впечатление.
С тех пор я перестал верить в аксиоматичность утверждения о благе наличия выбора. Действительно, сколько времени, сил и нервов трачу я ежедневно на эти выбирания! И ладно ещё если бы потеря времени, сил и нервов кончалась бы моментом осуществления выбора. Так нет ведь! Выбрал и потом начинается: а что, если б выбрал вот это, а не то? А не переиграть ли?

Вот демократия. Показывают людям по телевизору какие-то лица. Лица произносят какие-то, отполированные и малозначащие слова. Потом одно лицо говорит: давай я буду твоим владыкой? Давай? И другой, такой же телевизионный и неизвестный, говорит: подумай, он будет не таким хорошим владыкой тебе, давай твоим господином буду я, а не он? Давай?
Ну что я могу о них знать? Понятно - ничего. Ну да, может быть личико кривое или ничего-себе-так. Может речь быть лапотной или как-у-нас-в-курилке. Но человек и при долгом личном знакомстве может обмануть, а тут - телевизор. А соглашаться ведь нужно не на совместный обед или поход в кино, а на то, что какое-то время этот незнакомец будет моим владыкой. И не только моим. Извините, мне это не по душе. Я не хочу играть с чужими дядями в их злые игры. Пусть играют сами.
Но демократия (так называется порядок, при котором неизвестный человек по тв просит меня позволить ему княжить) есть и с этой реальностью нельзя не считаться. Отвечу: и преступность есть, я признаю, что есть, но не хочу в ней участвовать. Да и мало ли важного есть на свете, в чём я не хочу и не буду участвовать.
Править имеет право тот, кто умеет это делать и тот, чьё личное счастье напрямую связано с благом народа, которым он правит. Это совсем другой общественный строй, его у нас нет и, скорее всего, не будет. Но ни в чём ином я не вижу смысла разбираться. Ибо нельзя же в конце концов от безногого ждать лезгинки.
Мир управляется страстями, так было и будет всегда, до конца земной истории. Недавно слышал сообщение по радио: американские сенаторы приходят в Сенат с состоянием в триста тысяч, а уходят через несколько лет мультимиллионерами. Потом описали несколько способов, которыми они пользуются для самообогащения. Потом наврали о погоде. Конечно, ему дали власть на несколько лет, предшествующее и последующее его не волнует, он пришёл к власти для себя.
А я всё чаще вспоминаю Джаза и его жену. У них не было выбора, они его не хотели, испугались бы как кары небесной. Они ощущают себя частью истории своей семьи, очень боятся замарать эту историю каким-либо пятном (не выводятся там эти пятна, никогда и ничем). Они держатся за свои бытовые традиции - представьте, она привезла с собой из Индии все предметы обихода, вплоть до солонки, чтобы «приходя домой с работы муж чувствовал себя дома». Да, он обрил свою сикхскую бороду и снял чалму - ведь он работает «в Америке». Но дома у него - Индия и там всегда пахнет кари, как и много веков назад. Жену ему выбрали родители, а это значит - она лучшая. Он любит родителей, жену, детей, дом. Это - настоящая власть. Это держит присущие всем людям страсти в крепкой узде.

мысль

Previous post Next post
Up