Меня глубоко огорчает ругань по поводу так называемых выставок так называемых художников, которые не нашли лучшего применения своему времени и возможностям как глумиться над тем, во что не верят.
Споры идут вокруг разных аспектов этих событий. Вот лишь некоторые из них. Что есть современное искусство и можно ли его ограничивать в свободе? Насколько больно можно сделать кому-то, не переступая границ дозволенного уголовным кодексом? Что лучше делать в ответ: громить, судиться, молчать? Кто может выносить суждение о принадлежности некоего явления к сфере искусства?
Имеет право на существование такое определение искусства: искусством является такое проявление в данной области деятельности, которое требует высокой степени навыка и выделяется из ряда других проявлений в этой области особой красотой. Талант я сознательно исключил как критерий, так как талант является лишь средством для достижения упомянутой «высокой степени навыка».
Поясню своё определение искусства примерами. Игра клавишника в рок-группе - не искусство, потому что для достижения этого уровня навыка требуется мало времени. Игра Григория Соколова - искусство, потому что так умеют единицы и достижение его уровня требует десятилетий упорного самоотверженного труда, высочайшей внутренней организации. То, что делает математик Перельман - искусство, то что делает школьник, решающий задачку - не искусство. Парочка на дискотеке - не искусство, балет Большого - искусство.
Для меня те экспонаты, которые были представлены на выставках «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство-2006», искусством не являются. Большого навыка не требуется, чтобы взять оклад иконы и набить его чёрной икрой. Некоторые говорят: организаторы выясняют отношения с Русской Православной Церковью. Заметьте, при том, что выясняются отношения с РПЦ, измываются авторы в основном не над священниками, монахами, верующими и прочим. Почти всегда предметом издёвок является Христос. Это - богохульство. Делать из этого выставку есть публичное богохульство.
С особой ненавистью изображаются минуты Его жизни, над которыми даже с человеческой точки зрения смеяться зазорно: Он младенцем на руках у Матери (богородичные иконы), Его последний вечер с друзьями (Тайная Вечеря), страшная казнь на Кресте. Допустим, Христос для них не Бог, а просто человек. Хорошо, но скажите мне, что смешного когда человека зверски убивают? Что смешного, когда его мать держит его на руках? Что смешного, когда он прощается с самыми близкими людьми перед казнью?
Как правильно отвечать на публичное богохульство? Что лучше делать в ответ: громить, судиться, молчать? У меня нет однозначного ответа. Я понимаю тех, кто громит, и тех, кто судится и тех, кто молчит. А вот то, что эти три группы верующих людей ругаются друг с другом, вызывает у меня горькое недоумение. Ведь одной из главных целей такого «искусства» как раз и является разделение Церкви.
Наши ругань и ссоры - это их победа. Останемся едиными при разных подходах к этому и прочим подобным проявлениям зла. Преподобный Сергий Радонежский благословил двух монахов из братии сражаться с оружием в руках на поле боя. Остальная братия осталась в монастыре. Вся братия боролась со злом и, уверен, была единодушна.