Как «водит» на Ольхоне я слышал и не раз, а потом пришлось испробовать и самому. Из всех случаев, самым памятным был с Нейбергом. Один из местных старожилов, глава многодетной семьи, он поздней осенью в конце шестидесятых годов, девять суток проплутал по нашему острову. Там и плутать - то негде, поднимешься на любую гору и видно Байкал. Но он девять суток проплутал по острову, который изрезан дорогами и тропами во все стороны, отморозил ногу, которую потом отняли, и, в конце концов, покончил с собой, оставив без кормильца свою большую семью. А случаев блуждания с другими и не счесть.
В 1985 году один мой знакомый купил с рук «жигулёнка» и пригласил меня прокатиться на Байкал за рыбой. А мне какая разница, там у меня дом, родители, братья и я конечно согласился.
На дворе уже был конец октября, и было довольно холодно. В те годы омуль ловился плохо и наш рыбзавод солил и коптил, завозимую с материка, горбушу и сельдь. На рыбзаводе сложились свои способы засолки и копчения рыбы, что её заметно отличает от других по качеству и вкусу в лучшую сторону.
День провели в Хужире в заботах и беготне, приобретая в рыбзаводе рыбные деликатесы, и когда собрались выезжать обратно, то уже было семь часов вечера и стало темно. На паромной переправе я договорился, что меня перевезут на материк в любое время, как подъеду и без проблем, так что я не беспокоился об этом.
Только нам выходить, как открывается дверь и в дом вошла матушка, «огорошив» с порога: «Сергей! Ты смотри там, в дороге, будь внимательней, а не то уедете, как некоторые местные в Хоргой».Я ей ответил: «Ну, ты, мам, нашла о чём говорить на пороге дома, я что первый раз еду в темноте»?
Надо сказать, что на острове местность гористая. Восточная половина острова покрыта лесом, а западная - гористая степь, выходящая к Байкалу местами галечными и песчаными пляжами, но большей частью обрывающаяся крутыми скалами. По степи дорог наезжено много и все они где - то сходятся-расходятся и в светлое время суток это хорошо видно. Так что выбирай, какая дорога удобней, чтобы о камни не повредить картер двигателя машины. В то время современная дорога только ещё строилась.
Едва мы отъехали от дома, как ночь нас плотно обступила со всех сторон. Проехав немного окраиной леса и оставив, справа, маленькое селение Маломорец, выехали в степь, где свет фар ни во что не упирался, кроме участка дороги впереди машины, а по бокам была только темнота.
Как я уже говорил, в степи пересекаются множество дорог, поэтому, не имея в темноте ориентира, мы с приятелем, где - то свернули в сторону и продолжали ехать вперёд. Через некоторое время возникло смутное беспокойство. По времени мы уже должны были подъезжать к селению Ялга, но впереди не видно ни единого огонька и нам остаётся только одно - двигаться дальше.
Неожиданно огни Ялги открылись перед нами далеко внизу, как оказалось, мы заехали с другой стороны. Но это дело поправимое, нашли нужную дорогу и едем дальше. Через некоторое время проезжаем остатки, некогда большой, бурятской деревни Хадай. Там в середине 60-х годов, на фронтоне одного из домов ещё можно было прочитать надпись: «Всё для фронта, всё для Победы»! От этой деревни до парома километров двадцать, доедем быстро, и я совсем успокоился, но как оказалось рано.
Неожиданно впереди показался огонёк одинокого дома. Подъезжаем. На берегу Байкала стоит небольшой дом, на подоконнике окна которого стоит зажжённая лампа. Возле дома нет никакого забора, лежат на земле овцы, стоит рассёдланный конь, три собаки лениво поднялись, но не гавкают. Вышел я из машины, дует сильный ветер, доносится шум волн издалека и никого из людей. Жутковато стало, я не был никогда здесь. Постучал в дверь дома, мне ответили и я вошёл. Мусор на полу, не прибрано. У стола сидят и курят два бурята, у печи женщина готовит ужин. Поздоровавшись, спросил, куда я попал, объяснив, что мне нужно на паром. Мужики засмеялись: «Однако, паря, ты заблудился и приехал в Хоргой». Как матушка напророчила, так и получилось. Хоргой это мыс и одноимённый залив на Ольхоне. Известен, благодаря развалинам древней курыканской защитной стены 6-11 вв.н.э. протяжённостью около 220 м. и высотой в отдельных местах до 1,5-2 м., перегораживающей этот мыс. Стена обнаружена в 1879 году И.Д. Черским. Место это с древней историей. Буряты объяснили мне, что ушли мы в сторону на семь километров у Хадая и теперь нужно возвращаться обратно, так как другой дороги нет, и пригласили ужинать с ними. Поблагодарив их, я отказался и, попрощавшись, вышел.
Едем обратно, кругом темнота. Дорога, хоть и укатана, но имеет глубокую колею, с выступающими из земли камням опасными для легковой машины.
Преодолев очередной подъём, мы как раз и налетели на такой камушек. Неожиданно загремел кардан, и мой приятель резко затормозил, сказав при этом: «Полетела, наверное, крестовина. Мне она казалась подозрительной». Как назло не оказалось с собой ни «переноски», ни фонаря, ни спичек - оба некурящие. Заглянули под машину, но что можно увидеть в темноте: всё приехали.
Прямо от дороги склон горы круто уходит вниз и там где-то с шумом бьются о скалы волны. Подложили камни под колёса, чтобы не укатиться вниз и стали устраиваться ночь коротать. Оба расстроились. Машина неисправна, до города 360 километров, так что и на разговоры не тянет. Сидим, дремлем. Ветер налетит, раскачает машину и такое ощущение, что улетишь сейчас в пропасть.
Наконец эта длиннющая ночь закончилась, начался рассвет. Когда уже можно было различить что-то, мой приятель нырнул под машину. Оказалось, что камнем погнуло железку у ручного тормоза, и она стала касаться кардана и тот, естественно, загремел, наведя на нас страх. Быстро устранив неисправность, мы поехали к парому.
При свете я сразу увидел, где мы вечером свернули в сторону, да уж после драки кулаками не машут.
На пароме мужики долго смеялись надо мной и нашими ночными приключениями: «Тебе, местному, заблудиться непростительно».
Прошло уже много лет и, я вот думаю, что не скажи мне матушка на пороге дома, как говориться под руку, мы бы доехали без приключений. А так получилось, что она нас запрограммировала на ошибку.
Сергей Кретов
Потсдам, 27 августа 2007 года.