Lux in Tenebris

Feb 22, 2023 18:38




Достаточно нелепо выглядит весьма распространённая ситуация: люди, которые не имеют знания и понимания даже самых базовых философских категорий, тем не менее считают нужным высказывать своё наспех сочинённое "мнение" по всевозможным вопросам, в первую очередь общественно-политическим, и при этом ещё как бы и "учить" чему-то других людей. Очевидно, что вся эта болтовня почти всегда является даже не бесполезной, а скорее вредной, ибо окончательно запутывает и без того недалёкое малообразованное население, уводит его всё дальше от истины.

Исправлением ситуации должны бы заниматься граждане чуть более осведомлённые - например, обладающие профильным образованием. Что ж, приступим.. Сегодня мы рассмотрим две базовых категории социальной философии - "добро" и "зло". Я не буду приводить слишком много цитат из работ предшествующих мыслителей - прежде всего потому, что почти всё это заметно устарело, и к современной ситуации, к современному взляду на мир имеет весьма косвенное отношение. Мы справимся и без них, это не трудно.

Что есть "добро" или "благо" для отдельного человека? К чему мы все так или иначе стремимся? Если ограничиться одним словом, то это слово - "комфорт". Грубой ошибкой является редуцирование этого понятия до физиологии, а наиболее близким к реальности взглядом я бы назвал пирамиду потребностей по Маслоу, где физиология предстаёт низшей и наиболее распространённой ступенью, а наивысшей, и самой редкой - потребность в самоактуализации, она седьмая по счёту. Не нужно искать какие-то более "высокие", равно и "низкие" потребности и цели в жизни человека, все они присутствуют в этой модели, стоит лишь присмотреться как следует. Таким образом, мы понимаем, что успешное (в том числе стабильное) удовлетворение этих потребностей, как раз и является для человека "благом, "добром". Соответственно, помощь другим людям в удовлетворении их (всякий раз индивидуальных, разумеется) потребностей мы называем - "делать добро другим". Далее, применительно к социуму определяем "общественное благо" как совокупность множества отдельных "благ", т.е. общее стремление к максимальному и стабильному удовлетворению потребностей наибольшего числа индивидов. Отдельно отметим, что сама собой разумеется в данном контексте необходимость как можно более длительного и здорового существования как индивида, так и социума. Райская жизнь, которая внезапно обрывается в 25 лет - незавидная биография, равно как и век мучений в болезнях и немощи. Соответственно, мы не назовём благополучной страну, которая процветает сто лет, а затем полностью исчезает (условно говоря, все её жители одновременно погибают). Тем более не является благополучной страна, которая влачит жалкое существование тысячелетиями, большинство её населения страдает в говне и нищете, не имеет свобод и возможностей.

Поскольку все люди различны, то различаются и их потребности. Чем примитивнее человек, тем ближе спектр его потребностей к нижним ступеням - удовлетворению биологических надобностей и безопасности. У индивидов с высоким интеллектом мы наблюдаем повышенную тягу к получению информации, в некоторых случаях - к созданию чего-либо нового, творчеству. Вполне естественным и часто крайне эффективным является взаимодействие людей в целях удовлетворения общих или пересекающихся потребностей. В 20 и 21 веке многие виды таких взаимодействий стали поистине глобальными. Так, в сети интернет прямо сейчас одновременно взаимодействуют миллиарды людей. Очевидно, что подавляющее большинство просто убивает здесь время, бесцельно развлекается, тем не менее именно интернет следует признать воплощением наибольшего из существующих общественных благ.

Здесь мы переходим к понятию "зла". Подобно тому, как тьма есть всего лишь отсутствие света (а холод - отстутствие тепла, свет и тепло - разные частоты электромагнитного излучения), зло есть всего лишь отсутствие добра. Таким образом, добро и зло - не равновеликие понятия, как многие ошибочно считают. Добро имеет свои характеристики - условно, количество и качество, как свет имеет свои "краски", интенсивность, направление и т.д. Зло не имеет характеристик. Тьма и холод везде и всегда одинаковы - в пределе это т.н. "физический вакуум". Невозможно "создать тьму" - можно лишь выключить свет, невозможно "создать холод" - можно лишь устранить источник тепла. Подобным же образом, фактически - невозможно буквально "творить зло". Любое разрушение, насилие, принуждение, вторжение, отнятие чего-либо совершается с одной целью - удовлетворение своих личных потребностей, либо потребностей социальной общности. Цель - получение блага, а вот средством может оказаться лишение благ (в том числе и главного блага - жизни) других людей. Может показаться, что в таком случае зло является сугубо относительным понятием, ведь одно и то же действия для одной стороны является благом, для другой - злом. Это не совсем так. Мы пользуемся принципом "наибольшего блага" - например, если в группе из 10 человек один совершает действие, которое ему очень нравится, шестерым категорически не нравится, а остальные относятся к происходящему равнодушно, то в данной группе это действие скорее всего будет считаться злом, чем-то социально непримлемым. Кроме количественного, есть также и качественный фактор определения зла. Так, в общем случае, мнение более развитых (согласно вышеуказанной градации Маслоу) членов группы важнее мнения менее развитых. В некоторых случаях мнение одного выдающегося учёного перевешивает мнения даже миллионов дегенератов, это тоже нужно понимать и учитывать.

Таким образом, многие действия мы можем однозначно расценить как "зло", а совершающих это - как "злодеев". Например, деятельность коммунистов в России 1920-40 гг., и в особенности банды Джугашвили, детельность А.Чикатило наверняка приносила им самим некие весьма извращённые блага, удовольствия, но гораздо больше людей одновременнои впоследствии получали страдания, они жили и умирали в бессмысленных мучениях, слишком многие не могли нормально жить, а то и вовсе были уничтожены. Процесс очевидного зла - намеренное, часто бессмысленное, разрушение. Его результат - руины и трупы. Если зло создаёт что-либо, то лишь для получения в итоге ещё большего количества руин и трупов. "Абсолютное зло", согласно вышеуказанному - это ничто, пустота и тьма, это и есть конечная "цель" истинных злодеяний.

В противоположность сему, условное "абсолютное добро" - это наиболее эффективные виды созидания, т.е. такие действия, которые приносят в итоге максимальное благо максимальному количеству людей, и при этом приносят минимальное зло кому-либо. Здесь появляется новое понятие - прогресс, как постепенное, качественное и количественное умножение добра. Прогрессивное общество (страну) легко отличить. Каждое поколение в нём живёт лучше предыдущего, в таком обществе развивается культура (наука и искусство), жители менее развитых стран стремятся туда приехать, а вот сбежать оттуда мало кому хочется. При этом прогрессивное общество настроено на мирное взаимовыгодное сотрудничество с окружающими, военные конфликты считаются вынужденной и расточительной мерой.

Общество, которое отрицает прогресс, становится на путь дикарства и варварства. Первое - пассивная форма антипрогресса, это осознанный выбор т.н. "традиционных ценностей", т.е. стремление искусственно ограничивать развитие общества путём множества запретов, минимизацию влияния извне, и т.д. Идеалом такого общество является первобытное племя, которое веками прозябает в говне и нищете, никак не развивается, зато свято хранит "заветы предков", надеясь, что эту деревню дураков не сметут с лица Земли более прогрессивные соседи. Варварство - активная форма антипрогресса, такое общество настроено на внешнюю агрессию, захват чужой земли, грабежи, убийства и порабощение соседних народов. Почти всегда такое общество обладает относительно низкой культурой, но заметной военной мощью. Варвары могут захватить и довольно долго удерживать обширные территории, но с появлением у цивилизованных стран высокотехнологичного оружия, в особенности атомного, такая практика почти полностью ликвидирована.

Если зло - это ничто, как может оно, например, пытаться выдать себя за добро, как может тьма выдать себя за свет, а холод - за тепло? Легко - это неизменное свойство человеческой психики, создание фантомов. Посмотрите полминуты на яркую лампу, затем выключите её и закройте глаза. Лампа будет ещё некоторое время "светить" - где? В вашей голове. Сильно замерзающему человеку в какой-то момент становится "тепло", хорошо и спокойно, хочется спать..Это значит, что его организм переходит из режима озноба в режим угасания, умирания. Ощущение тепла является теперь обманчивым и смертельно опасным.. Не стоит путать впечатления от настоящей реальности с фантомными образами того, чего в действительности нет.
Previous post Next post
Up