Телеграфная линия исправно функционировала на всем протяжении брошенной железной дороги
После того, как с железки ушел ГУЛАГ, осталась линия связи. Линия действовала до 1990х годов включительно, связистам были вменено поддерживать ее в рабочем состоянии.Это становилось все сложнее: железнодорожная насыпь размывалась, а рельсы неравномерно вспучивались и проседали, все благодаря вечной мерзлоте, которая неравномерно тает в теплое время года.
Деревянный мост парадоксально "вырос" вверх от земли за 50 лет, а рельсы тянутся к нему снизу потому, что некогда высокая насыпь просела, растеклась по земной поверхности
Связисты - несколько человек, работающие вахтой, живущие на нескольких пунктах в тундре и лесах, иногда в сторожках, подчас в бывших домах лагерной охраны, на протяжении почти пяти десятков лет перемещались по скелету железной дороги на дрезинах.
Дрезина на одной из постоянных "стоянок" сторожей или егерей
Тундра и лес все испещрены речушками и болотистыми протоками. Там, где нельзя было въехать на мост, связистам приходилось сжигать его, тогда рельсы провисали и на дрезине можно было все равно проехать по полотну. Там, где рельсы деформировались, вместо них на шпалы набивали доски.
Переправа на плоту в ледяной воде - сверху видно провисшее рельсовое полотно
В конце 1990-х в цепочке "дрезинного" маршрута уже были разрывы, дрезины использовались локально, между конкретными пунктами. Несколько мостов стали непроходимыми, в одном из мест колея зимника была пробита прямо сквозь железнодорожную насыпь. В 1990е сняты были рельсы на 90-километровом участке, ближнем к Салехарду.
Переход от анкера к анкеру (анкер - телеграфный столб на 4х опорах) служил нам средством оценки скорости продвижения по маршруту. Как сказали нам встреченные нами на одной из трех посещенных стоянок сторожа, такой столб устанавливается каждые 2 километра.
Анкерный телеграфный столб
К концу 1990х колея железной дороги уже заросла молодыми деревцами почти везде на лесистых участках. Это значило, что скудное сообщение между стоянками егерей и сторожей на дрезинах почти прекратилось.
Из Тундры (часть 1) Постройки на 501й (часть 3)