Оригинал взят у
leon_rumata в
О ТВОРЧЕСТВЕ и о "свободе творчества" Свобода приходит нагая,
Бросая на сердце цветы,
И мы, с нею в ногу шагая,
Беседуем с небом на "ты".
Велимир Хлебников
- В эпоху Перестройки много и пафосно вещалось о свободе творчества. Мятущиеся публицисты разражались откровениями на тему «Как дура-цензура убивает художественную мысль». Читателю и зрителю открывались произведения, когда-то положенные на полку. Что в итоге? Пара-тройка действительных шедевров на фоне псевдо-заумной мути или - откровенной халтуры, однако же, интеллигенция делала вид, что закатывает глаза от умиления, а не потому как скучно, тускло, претенциозно и совсем не Бертолуччи. Рок-музыканты превратились в этаких «мэтров гласности» - не пропадали с телеэкранов и в основном трепались о вольном самовыражении, уча Горбачёва, а потом и Ельцина «правильной» демократии...
Но вернёмся в наши дни! Сразу после Нового Года в блогах промелькнул фрагмент из «Кинопанорамы» двадцатипятилетней давности - гений советской режиссуры искренне радовался падению системы, которая все годы - как вдруг выяснилось - нещадно его давила и заставляла идти против убеждений. Поучала на партсобраниях. Принуждала городить конъюнктурную ахинею, а иначе - отказ от профессии, забвение, а то и - государева кара. И вот теперь, когда спёртый воздух тоталитаризма наконец-то сменился Wind-ом of change, мы понаделаем разных шедевров. Под cut-ом отрывок из типового шедевра того времени. Настолько типового, что даже противно.
Click to view
Кому понадобилось вспоминать сию болтовню четвертьвековой давности? Нам. Потому что в новогодние каникулы, как, впрочем, и все эти годы, мы опять смотрели похождения доктора Лукашина, страдания тётушки Чарли и танцы Мэри Поппинс. То самое «никудышное» советское кинишко, состряпанное под руководством Славы КПСС и в согласии с высочайшей цензурой. Зато современные недо-блокбастеры можно смотреть только один раз, не до конца и лучше всего вполглаза, даже если их снимают наши киноклассики, кое-что помнящие о мастерстве и совести. Один из них честно выразил общую идею: «Теперь мы зависим от диктатуры продюсера».
Господа-ваятели сменили одни вериги на другие, а власть догмы - на диктатуру банкноты. Но свобода творчества формально присутствует - никаких Агитпропов и никакой Фурцевой! «Твори - выдумывай-пробуй!», как сказал поэт Маяковский. Но не пробуется. Не творится - не пляшется. И не поётся. А если поётся, то сладенькую попсу, ибо выводить классические рулады - это физически тяжело, требует морально-духовного напряжения и - скудно спонсируется. Простой народ любит блестящее, пряное и сексуальное. Поэтому пой, Вася, песни «для ног» и надень-ка фосфоресцирующие боты. На самом деле, Художник вообще не бывает свободным. Никогда. Он всегда - для кого-то и зачем-то. При царях и генсеках - служит. При дельцах - развлекает. И только акционист Пётр Павленский...наверное свободен.
- ДАЛЕЕ - ТУТ!
Оригинал взят у
zina_korzina в
А где шедевры-то?