Философия ленд-лиза | Мнение | Общество | Аргументы и Факты

Oct 26, 2015 17:01

Как недвусмысленно высказался тогдашний военный министр США Генри Стимсон: «По сути, мы стремимся не столько дать ссуду Великобритании, сколько купить ее помощь в деле нашей собственной обороны. Мы не даем в долг, а покупаем собственную безопасность и возможность подготовиться к самозащите». Иначе говоря, ни о каких высоких моральных мотивах речь не шла даже по отношению к друзьям-англосаксам: с самого начала это был лишь трезвый (можно сказать и циничный) расчет в пределах собственного эгоизма.
Это была прагматичная помощь тому, кто, воюя на дальних подступах к американским границам, во-первых, своей грудью защищал не только Россию, но и граждан США, а во-вторых, позволял Америке повысить свою обороноспособность, а затем и подготовиться к активной фазе ведения войны.
Наконец, ленд-лиз не был подарком, хотя во многом помощь оказывалась на льготных условиях. За помощь, так или иначе, нужно было расплачиваться: услугами, преференциями, сырьем, деньгами. Если не сразу, то в рассрочку и после войны. Учитывая ущерб, нанесенный войной Советскому Союзу, это не было подарком тем более.

Позже американская философия была дополнена еще одним выводом, основанным на практическом опыте. Ленд-лиз, вливая инвестиции в американскую экономику, давал ей толчок, повышал жизненный уровень граждан, позволял США сделать рывок вперед и оторваться в развитии от всех остальных стран мира. Неслучайно только американцам могло прийти в голову назвать ту трагедию, что случилась в Европе и России, «хорошей войной».
Привожу цитату из статьи профессора истории Канзасского университета Т. А. Уилсона под названием «Соединенные Штаты: Левиафан». Удивительно честное признание: «То, что Америка пережила во время войны, в корне отличается от испытаний, выпавших на долю ее главных союзников. Только американцы могли назвать Вторую мировую войну “хорошей войной”, поскольку она помогла значительно повысить жизненный уровень и потребовала от подавляющего большинства населения слишком мало жертв».
Не секрет, что среди части американских военных и политиков бытовала мысль: главной задачей ленд-лиза, во всяком случае, в отношении русских, которые несли главную тяжесть в противостоянии с Германией, является выработка правильной дозировки, чтобы обе противоборствующие стороны оказались в одинаковой степени обескровлены. Этим политическим силам в США совсем не хотелось, чтобы Берлин взяла именно Красная армия.
Как признает сам Стеттиниус, США не бросились сразу же разворачивать программу по ленд-лизу для СССР. Причины были две. Во-первых, все запланированное ранее уже было предназначено для других, а американская промышленность не могла моментально набрать достаточные обороты, чтобы удовлетворить еще и советские запросы. Однако не меньшую роль здесь играла неуверенность в способности СССР долго противостоять противнику. Многие в США открыто высказывали опасение, что оружие, направленное Сталину, к моменту его прибытия на русскую землю попадет уже в руки Гитлера. Наконец, просто требовалось время, чтобы уяснить, в чем русские нуждаются больше всего и в каких объемах. Что касается самого Рузвельта, то он уже 21 июля официально вменил в обязанность Отделу контроля военной помощи организацию «немедленной и существенной помощи Союзу Советских Социалистических Республик».
После первых же переговоров с Москвой выяснилось, что Сталин хотел бы получать прежде всего машины и сырье для производства вооружений.
СССР действительно чаще просил не военную технику, доверяя больше своей, а сырье, чтобы ее производить. Из американской техники самыми популярными в годы войны на фронте и в прифронтовой полосе стали автомобили - как крупные «Студебеккеры», так и малыши джипы. Почти 50% рельсов на советских железных дорогах в период войны были американскими. Могли бы делать и сами, но предпочитали и свою, и американскую сталь использовать для производства военной техники. Разные данные приводятся по горючему, но, судя по всему, его действительно остро не хватало и для машин, и для самолетов, поэтому и горючее (разного типа и для разных нужд) в немалом количестве поступало из США в Россию.
Стеттиниус пишет: «Хотя наши поставки продовольствия в Россию были велики, они, вероятно, лишь в малой мере отвечали потребности Красной армии в калориях, и ничего не оставалось гражданскому населению. Но если говорить о белках, витаминах и минеральных веществах, то, конечно, ценность этих продуктов гораздо больше. Думаю, что без продовольствия, поступавшего из США, пришлось бы или значительно снизить нормы питания красноармейцев, или ниже опасного предела сократить рацион рабочих военных заводов, чтобы сохранить на высоком уровне боеспособность Красной армии».
Закончилась история ленд-лиза, к сожалению, взаимными обидами, претензиями и финансовыми расчетами, которые затянулись на десятилетия.
Итог очевиден: именно Вторая мировая война сделала США комфортной для проживания страной, мировым экономическим лидером, влиятельным политическим игроком, убежденным в том, что американские ценности есть эталон для всех остальных. И немалую роль в этом превращении сыграл как раз ленд-лиз - одно из самых двуликих явлений мировой истории.

http://www.aif.ru/society/opinion/filosofiya_lend-liza

война, пропаганда, СССР, ленд-лиз, Америка, геоэкономика, манипуляция, геополитика

Previous post Next post
Up