ВЗГЛЯД / Сергей Худиев: Даже если спартанцев было не триста

Jul 23, 2015 18:23

Вы не можете помнить каждого из миллионов участников Великой Отечественной войны. Вы не можете помнить все ее эпизоды. Вы будете помнить те события и лица, которые для вас представляют войну в целом.

То, что иллюстрирует центральный тезис - «Наши недавние предки столкнулись с сильным и неимоверно жестоким врагом, который пришел нас уничтожить. Ценой огромных страданий и жертв они спасли нашу страну. Теперь мы живы благодаря им».

Рассказ о панфиловцах - иллюстрация этого тезиса. Он может быть исторически неточным. Бойцов может быть вовсе не двадцать восемь. «Велика Россия, а отступать некуда» - фраза, которую буквально в таком виде никто не говорил.

Но это не меняет центрального тезиса - люди сражались с очень сильным, страшным и безжалостным врагом, и отбились. Панфиловцы - обобщенный образ защитников Родины в Великой Отечественной войне. Как обобщенный образ он безусловно верен, и именно поэтому был воспринят общественным сознанием.

История, как ее видят народы, неизбежно состоит из таких обобщенных образов. Несомненно, что история трехсот спартанцев сильно мифологизирована. Может, их было не триста (почему такое ровное число-то?), и царь Леонид вовсе не говорил тех красивых слов, которые ему приписывают, и вообще героический эпос - это не полицейский протокол.

В этом отношении рассказ о панфиловцах наименее мифологичен, он просто обобщает в образе этих конкретных солдат и этого конкретного боя множество других историй про других солдат и другие бои. И в этом обобщающем качестве он, несомненно, истинен, и важен, и отражает то, что люди думают о себе и своих предках. И думают они правильно - наши предки действительно сражались и спасли для нас страну.

Смелые разоблачители мифов интересуются не уточнением исторических деталей, а ниспровержением общего повествования: «Подумаешь, они спасли Россию... А может, лучше было не спасать?», и их деятельность имеет смысл именно в текущем политическом контексте. Людям нужно утвердить какие-то свои повествования и свои мифы, еще более спорные с точки зрения строгой историчности, но зато отвечающие их текущим политическим задачам.

Но это их, а не наши задачи. Даже если спартанцев было не триста, а панфиловцев - не двадцать восемь.


09:50, 22 июля 2015


Сергей Худиев: Даже если спартанцев было не триста

Смелые разоблачители мифов интересуются не уточнением исторических деталей, а ниспровержением общего повествования: «Подумаешь, они спасли Россию... А может, лучше было не спасать?» Подробнее…

все новости

война, пропаганда, Россия, предательство гадость либералы, манипуляция, общество, история

Previous post Next post
Up