Оригинал взят у
tortilla_52 в
Ностальгия - это только по- русски ? А ,говорят , что ностальгия - чисто русское понятие...
Ан нет, вот ,скажем , немцы , некогда ненавидящие Берлинскую стену и рвущиеся в капиталистический рай, оказывается... ностальгируют по социализму... как и мы, грешные.
Издание «Le Nouvel Observateur» писало уже не просто об «остальгии», а об «оплакивании» восточными немцами Берлинской стены, «которая раньше не вызывала ничего кроме ненависти», но которая их же и «защищала». Издание с плохо скрываемой издевкой сообщало о том, что даже молодёжь бывшей ГДР «моет волосы шампунем для рабочих, жидкостью, от которой можно облысеть после первого же применения», только потому что с этим у них связаны светлые воспоминания, а «Запад вызывает у них отвращение».
Эти частные примеры помогают проследить эволюцию «остальгии» - и отчасти объясняют ее причины. Суть этих настроений заключается в том, что восточные немцы так и не научились считать нормальным одновременное существование сверхбогатых и нищих, на фоне кризиса капитализма и его масс-культуры - продолжая вспоминать ушедшие времена стабильности и отсутствия классовых разрывов в обществе.
Развитие «остальгии» обозначило и некоторые негативные тенденции. Прежде всего, резко обострились изначально выявившиеся противоречия между восточными и западными немцами. Из-за разности взглядов «осси» и «веси» неохотно вступают друг с другом в браки. В 2005 году на такие браки приходилось менее 1,5 %. Это негласное противостояние иногда приводит к дискриминации по принципу происхождения. Так, в марте 2010 года был предан огласке случай, когда гражданке ФРГ отказали в приёме на работу, оставив на резюме пометку «веси»
Углубление противоречий привело к тому что больше половины восточных немцев вообще не чувствуют себя полноправными гражданами объединённой Германии. Конечно, это не дает повода говорить о формировании нового этноса или даже субэтноса на территории Восточной Германии - как иногда пишут об этом в прессе. На территории бывшей ГДР не зародилась новая немецкая нация, но зато сложился тип общества, который совершенно не похож на социальную модель в западных землях, отличаясь от нее по мировоззрению, общественным нормам и бытовым привычкам.
Шоковая терапия экономических неолиберальных преобразований на территории бывшей ГДР и многочисленные социальные проблемы способствуют тому, что уже на протяжении девяностых годов многие «осси» сдвигались к радикальным полюсам внутригерманской политической карты, симпатизируя левым партиям и правым экстремистам. В 1999 году в земельный парламент Бранденбурга прошли пять депутатов от правоэкстремистской партии «Германский народный союз», а в Саксонии-Ангальт от этой же партии прошли 16 депутатов.
С другой стороны, большой популярностью «осси» пользовалась наследница СЕПГ - «Партия демократического социализма», которая, после объединения и реорганизации, была преобразована в Die Linke - партию «Левые». На выборах в бундестаг «Левые» с 11,9 % голосов нарастили количество мандатов в полтора раза - причём партия стала популярной не только на востоке, но и в западных землях страны. «Мы перетряхнули всё общество», - констатировал лидер фракции «Левых» в Бундестаге Грегор Гизи.
Как полагает профессор Юрген Хардт, психоаналитик из Йены, «осси» и «весси» по-прежнему сохраняют отчуждение, несмотря на годы совместной жизни. Помимо подсознательного неприятия восточными немцами реалий капитализма, существенную роль в этом играет также и то, что в период воссоединения страны политики давали им множество обещаний, будивших множество иллюзорных надежд - которые так и остались нереализованными для большинства жителей восточных земель. Эти несбывшиеся надежды и стали благодатной почвой для «остальгии».
В последнее время феномен «остальгии» всё чаще пытаются осмыслить путём проведения специальных исследований и опросов. Так в 2006 году наметилась тенденция переезда западных немцев на восток, где дешевле земельные участки и недвижимость. За более чем десять лет число жителей западного Берлина уменьшилось на 4%. Издание «Европа-Экспресс» отметило также, что практически исчезло различие в уровне жизни на Востоке и на Западе страны. На эту же тенденцию указывало Статистическое земельное ведомство Берлина. Наиболее сильный разрыв между «осси» и «весси» отмечался лишь в их покупательной способности - последние тратят в год на семью в среднем на €8 тыс. больше.
В этом же году было проведено исследование на знание германской истории среди школьников - и многие немецкие ученики выразили уверенность в том, что в ГДР проходили демократические выборы, и не существовало диктатуры. По мнению авторов исследования, это «искажённое представление» - и оно во многом основано на модной «остальгии». Результаты этого опроса вызвали жёсткую ,на грани истерики, реакцию политиков. Министр культуры Бернд Нойман назвал пробелы в знаниях о ГДР «возмутительными», а министр транспорта Вольфганг Тифензее призвал родителей школьников рассказывать своим детям «правду о ГДР».
Профессор социальной психологии Рольф Хаубль обратил внимание на то, как по-разному оценивают перспективу введения налога на богатых западные и восточные немцы. Первые считают это «свидетельством социальной зависти», вторые - «выражением социальной справедливости». По информации социологического института Infratest Dimap, в 2009 году половина всех опрошенных хотела бы вернуть «достижения социализма» - причем, на востоке по ним ностальгируют 84% опрошенных, и почти 40% из них хотели бы «вновь построить социализм». В 2010 году о готовности жить при социализме заявили и 72% респондентов из западных земель Германии.
Настроения, которые заставляют задуматься уже не о прошлом, а о будущем объединенной страны.
http://liva.com.ua/german-ostalgie.html