Холмогоров: Пожалуй, нет в истории нашей империи более мифологизированного и искажённого советской историографией документа, чем пресловутый циркуляр.
Именно его до сих пор приводят в качестве иллюстрации того, как «преступный царизм» держал простой люд «во тьме и безграмотности», называя циркуляр то «законом», то «указом», согласно которому выходцам из низших сословий якобы запрещалось поступать в гимназии. Но что же в действительности?
На самом деле имели место рекомендации, представленные во время доклада «О сокращении гимназического образования» министра народного просвещения Ивана Делянова императору Александру III.
В докладе, помимо прочего, излагалась простая идея: при приёме детей на учёбу стоит обращать внимание на то, способствует ли их домашняя обстановка успешному получению гимназического образования. Ведь многие дети, поступив в учебное заведение, стремительно покидали его стены, не справляясь с нагрузкой из-за недостатка дисциплины или надзора со стороны родителей.
Как подчëркивал Делянов, при соблюдении этого правила гимназии освободятся от выходцев из семей «прислуживающего сословия» - кучеров, мелких лавочников, лакеев, поваров, отношение к которым в обществе было несколько предвзятым. Но не шло речи ни о детях крестьян, ни об исключении уже поступивших в гимназию «кухаркиных детей».
Однако даже в таком виде мера осталась рекомендательной - никаких законодательных ограничений император Александр III в этой области не принимал. Никакого «закона» или «указа» об этом найти не получится.
Сама доля выходцев из низших сословий в рядах учащейся молодёжи неуклонно росла. Имея рвение, способности и достаточную сумму для оплаты образования, стать гимназистом в Российской империи мог как сын крестьянина, так и потомственного дворянина.