В Страсбурге недовольны тем, как Латвия и Литва обходятся с мигрантами, но не знают, что с этим дела

Sep 01, 2021 10:22

Балтийские страны нашли способ борьбы с кризисом, вызванным массовым потоком нелегальных мигрантов, пытающихся проникнуть через белорусскую границу. Вместо того, чтобы принимать мигрантов и рассматривать их прошения об убежище, их разворачивают на границе и отправляют назад. Однако подобный подход вступает в противоречие с европейским законодательством.
Европейский суд по правам человека уже получил два заявления и обязал принимающие стороны учитывать потребности людей. Насколько легитимна подобная практика?..
Большинство мигрантов - из Ирака. Они не говорят по-английски, но пребывают в убеждении, что в Европе им должны оказать помощь и предоставить свободу передвижения.
Литовские власти расселили нежданных гостей в миграционном центре, палаточных лагерях и пустующих зданиях. У Литвы не хватает ресурсов на то, чтобы их кормить и охранять, недовольные мигранты периодически устраивают бунты и вызывают беспокойство у местных жителей...
Литва оказалась зажата между двумя взаимоисключающими требованиями европейского законодательства. С одной стороны, любая страна ЕС обязана предоставить убежище каждому мигранту, жизнь которого на родине подвергается опасности. То есть, просто игнорировать их нельзя. В то же время, каждая страна ЕС должна охранять свои границы от внешней агрессии...
Литва начала строить на границе заграждения из колючей проволоки, но мигранты стали приходить к этим заграждениям со стремянками, видео быстро распространились по соцсетям. Литва предложила новоприбывшим по 300 евро за добровольное возвращение в Ирак, но откликнулись всего несколько десятков человек.
Литва уже нашла 152 миллиона евро на строительство четырехметровой стены почти по всей протяженности границы с Беларусью, однако раньше осени 2022 года проект реализован не будет...
2 августа Литву посетила комиссар ЕС по внутренним делам Илва Йоханссон.
"Это провокация режима Лукашенко, и мы должны показать, что свободного доступа на территорию Евросоюза нет. Литва, ЕС, страны Шенгена должны преградить нелегальный доступ в шенгенское пространство. Вот почему мы, весь ЕС, поддерживаем Литву, чтобы мы могли защищать нашу общую границу с Беларусью", - цитирует комиссара литовский портал Delfi...
"В нынешней крайне политизированной ситуации с миграцией особенно важно, чтобы государства Европы реагировали решительно и принципиально, гарантируя, что права человека прибывающих не становятся второстепенными по отношению к геополитическим соображениям", - цитирует латвийский общественный вещатель комиссара Совета Европы по правам человека Дуню Миятович.

Европейский суд по правам человека распространил пресс-релиз, в котором говорится, что две группы мигрантов подали заявление в ЕСПЧ. Одна группа - афганцы, застрявшие между Польшей и Беларусью, вторая - иракские курды, застрявшие между Беларусью и Латвией.

ЕСПЧ обязал Латвию и Польшу предоставить мигрантам пищу, воду, одежду, медпомощь и временную крышу над головой - если возможно...

При этом ЕСПЧ отмечает: ни Латвия, ни Польша не обязаны пускать людей на свою территорию...

По словам советника фракции "зеленых" в Европарламенте Алексея Димитрова, как Латвия, так и Литва нарушают сразу несколько международных законодательных актов.

"Латвия нарушает больше, - сказал он Русской службе Би-би-си. - Потому что Латвия не только разворачивает людей на границе, но и запрещает им подавать прошения об убежище на территории, прилегающей к границе. В Литве такого запрета нет".

Вторая часть шестого параграфа европейской директивы о предоставлении убежища говорит, что каждая страна ЕС обязана предоставить человеку возможность подать прошение о статусе беженца. Это можно интерпретировать по-разному в зависимости от того, что конкретно считать "прошением", ведь у мигрантов на границе нет с собой заполненного бланка с просьбой предоставить убежище.

По словам Димитрова, это не повод отправить человека назад, потому что каждая страна ЕС обязана дать мигранту возможность подготовить это прошение. В самой директиве это прямо не сказано, но это вытекает из решения суда Европейского союза против Венгрии.

В случае с Литвой пограничники просят мигрантов подать прошение на ближайшем КПП или в посольстве Литвы, и только после этого выдворяют за пределы страны. Европейская директива это разрешает: да, страны обязаны принимать прошения, однако страны также могут определить, в каком конкретно месте они готовы эти прошения принимать...

Ну и наконец, европейское законодательство позволяет отступать от соблюдения директив в случае угрозы национальной безопасности, войны и других глобальных катаклизмов. Здесь как раз и приобретает актуальность термин "гибридная агрессия", который с первых дней кризиса используют литовские политики и которую быстро взяли на вооружение их латвийские коллеги.

По версии официальных лиц Литвы и Латвии, речь идет не просто о потоке мигрантов, а о целенаправленных действиях режима Александра Лукашенко, где мигранты служат орудием. В таком контексте, считают политики, правила игры должны поменяться.

В Латвии это произошло через объявление ЧС на границе, в Литве ограничились экстремальной ситуацией...

По словам Димитрова, введение чрезвычайного положения - это не повод для отказа от соблюдения директивы ЕС. Это также вытекает из решения суда ЕС против Венгрии, которая тоже объявляла о чрезвычайной ситуации, препятствуя проникновению в страну нелегальных мигрантов. Однако суд встал на их сторону.

Что касается угрозы национальной безопасности, то, по словам Димитрова, балтийским странам нужно будет еще доказать, что само по себе увеличение потока мигрантов можно считать реальной угрозой безопасности.

Здесь возникает закономерный вопрос: если Рига и Вильнюс нарушают правила, то почему их никто не наказывает?

В Евросоюзе есть две инстанции, куда теоретически мигранты могут обратиться с жалобой. Во-первых, это ЕСПЧ, который оценивает соответствие ситуации Европейской конвенции по правам человека. Процесс обычно долгий, подателем заявления должно быть пострадавшее лицо.

Еще есть суд Европейского союза, и вот сюда может обратиться как национальный суд (например, если туда поступит обращение от мигрантов), так и Еврокомиссия.

Во втором случае всё сильно зависит от политической воли стран Евросоюза.

"Все аргументы про гибридную войну позволяют Еврокомиссии смотреть в другую сторону, - считает Димитров. - Но это август, и это вопрос - как посмотрит на все это Европарламент, когда вернется к работе после отпусков".
https://www.bbc.com/russian/features-58333999

ЕС, права человека, Литва, миграция, Латвия, граница

Previous post Next post
Up