доктор социологических наук, эксперт Института Ближнего Востока и Центра изучения Израиля и диаспоры Алек Д. Эпштейн, преемственности внешнеполитического курса новой администрации по отношению к предшествующей ждать не приходится. Своими мыслями Алек Д. Эпштейн поделился с нами в этом интервью:
Многие обратили внимание, что Джозеф Байден выдвинул на ряд важных должностей американских евреев: главой аппарата Белого Дома он назначил Рона Клейна, государственным секретарём - Энтони Блинкена, его первым заместителем - Венди Шерман. Это должно обнадёживать Израиль, не так ли?..
Знаете, отнюдь не все - и даже не большинство - американских евреев видят будущее процветание Государства Израиль важной для них задачей. В Израиле многие и поныне благоговейно относятся к Генри Киссинджеру, первому этническому еврею на посту государственного секретаря, но в своём двухтомнике, который упомянут выше, я цитирую его совершенно чудовищный разговор с Ричардом Никсоном, когда он сказал президенту: «Эмиграция советских евреев не входит в список приоритетов американской внешней политики. И даже если их пошлют в газовые камеры, это не станет американской проблемой, разве что, может быть, гуманитарной». «Я знаю, - ответил ему Р. Никсон. - Мы не можем из-за этого взорвать мир».
Вдумаемся: Г. Киссинджер заверял американского президента в том, что даже Холокост советских евреев и их массовое уничтожение (таких планов, к счастью, никто в советском руководстве не вынашивал) не должны восприниматься Соединёнными Штатами как «их» проблема. Все названные вами люди - американцы, США их первая и единственная родина, и не исключено, что они, наоборот, будут вести себя в отношении Израиля весьма жёстко, как раз всем окружающим эту свою единственную (а не «двойную») гражданскую лояльность доказывая.
Уместно напомнить, что наибольшее негодование в Израиле вызвало соглашение по формуле «пять плюс один», заключённое с Ираном 14 июля 2015 года. Не забудем, что американскую делегацию на этих переговорах возглавляла как раз названная вами Венди Шерман, которую буквально на днях Дж.Байден номинировал на пост первого заместителя государственного секретаря. Администрация Байдена однозначно будет стремиться к восстановлению соглашения с Ираном, который, в свою очередь, не выражает ни малейшей готовности идти на какие бы то ни было уступки, вследствие чего, как бы это ни было представлено позднее в СМИ, речь будет идти о возвращении к соглашению 2015 года, что станет мощнейшим раздражителем в американо-израильских отношениях. Я, кстати, не исключаю того, что это может произойти уже в самые ближайшие дни. Фактически, в усилиях по недопущению обретения Ираном статуса ядерной державы Израиль оказывается одиноким, и это подчёркивает те сложности с отсутствием друзей и союзников на международной арене, о которых я уже говорил.
Счастье, что Биньямину Нетаньяху удалось установить и все эти годы, несмотря на происходящее в Сирии, поддерживать достаточно высокую степень взаимопонимания и взаимоуважения с высшими руководителями Российской Федерации. Не будучи психологом, я всё же осмелюсь предположить, что в Кремле премьер-министра Израиля ценят во многом за то, что он все восемь лет правления Барака Обамы умел стойко отстаивать национальные интересы своей страны, не боясь сказать «нет» президенту США. Сейчас, когда к власти в Вашингтоне вернулась почти вся команда Обамы, кроме разве что его самого, это умение будет необходимо Биньямину Нетаньяху (или тому, кто однажды придёт ему на смену), как мало что другое.
Беседовал Раис Сулейманов.
https://www.apn.ru/index.php?newsid=39191