Рабство и расизм
Обращение людей в рабство и участие в работорговле практически никогда не происходило по расовому признаку. И рабами и рабовладельцами оказывались разные лица независимо от их цвета кожи и формы черепа. Например, в Атлантической работорговле в качестве перекупщиков и капитанов кораблей участвовали как белые, так и мулаты и черные. Продавцами чернокожих рабов в Африке были как черные, так и арабские рабовладельцы - вожди, короли, цари, императоры различных африканских государственных образований. Покупателями рабов в Новом свете были как белые, мулаты, черные (в том числе бывшие рабы, ставшие затем рабовладельцами, причем в Бразилии такого рода покупатели рабов составляли треть от их общего числа), так и краснокожие - некоторые индейские племена Северной Америки были регулярными покупателями рабов. Многие африканцы, освобожденные из рабства британцами и американцами и поселившиеся в Либерию и Сьерра-Леоне, вскоре сами становились рабовладельцами и работорговцами.
В средневековой Европе белые работорговцы покупали и продавали белых рабов не только друг другу, но и мусульманам Северной Африки и Ближнего Востока. Варяги, установившие в 9-м веке военный контроль над народами, проживавшими на Восточно-Европейской равнине, и создавшие протогосударственное образование, ставшее затем известным под названием Киевская Русь, специализировались на поимке славян, финно-угров, балтов, тюрок и продаже их на рынках рабов в Аббасидском халифате и Византии. Важнейшим товаром, транспортировавшимся варягами-русами на юго-восток и юг по Волжскому и Днепровскому («путь из варяг в греки») торговым путям были рабы. Происхождение слова «раб» в арабском и ряде европейских языков традиционно связывается со словом «славянин» как основным контингентом рабов в течение нескольких веков (араб. аs-sakaliba, греч. sklabos, лат. sclavi, итал. schiavoni, англ. slave). Интенсивная работорговля захваченными военнопленными и мирными жителями происходила в древнерусских княжествах, особенно после регулярных боестолкновений. Продажа русских русскими за пределы страны в мусульманские страны была запрещена только Соборным уложением 1649 г. Продажа русских русскими внутри страны продолжалась до отмены крепостного права в 1861 г. В советское время полномасштабное рабство над практически всем населением страны было быстро восстановлено - безотносительно к расовому, этническому или языковому признакам - и продолжалось в зависимости от выбранного критерия несвободы до 1960, 1974 или 1991 года.
Рабство и религия
Начиная с 7-го века важнейшим фактором, позволявшим обращать в рабы миллионы людей в относительно цивилизованных странах, стала принадлежность человека не расе, а религии. Как общее правило, ислам запрещал обращение в рабство мусульман. Вслед за исламом это правило было принято и в христианских странах - по отношению к христианам. Однако на Руси, в Московии, России это правило не действовало вплоть до 1861 г. После короткого периода подавления этого института (в 1861 - 1929 гг.) рабство де-факто было восстановлено в СССР в конце 1920-х годов, прекращено оно было лишь в 1991 г.
Во всех африканских государствах вплоть до конца 19-го века рабство было неотъемлемым институтом: в Гане (750-1076 гг.), Мали (1235-1645 гг.), Сонгхай (1275-1591 гг.), Канеме (1600-1800), Сегу (1712-1861 гг.), Сенегамбии (1300-1900 гг.), среди народов ашанти и йоруба - рабами было около трети населения; в Борну (1580-1890) - 40%; в Кано, Сьерра-Леоне, Камеруне, среди дуалов, конго, народов нижнего Нигера, в королевствах Касандже и Чокве в Анголе, в халифате Сокото в северной Нигерии и Камеруне, на Мадагаскаре - около половины; среди вайцев и гурм - 75%; на Занзибаре - от 65 до 90%; в Кении - 90%.
В Эфиопии еще в 1930-х годах в рабстве находилось до четверти населения страны, в современной Мавритании - около 20% жителей остаются рабами.
https://aillarionov.livejournal.com/1197636.html