10 правил ассертивного поведения

Dec 16, 2011 19:57


Термин «ассертивность» происходит от английского слова «assert» - настаивать на своем, отстаивать свои права. Ассертивностью называют проявление вежливой настойчивости.

Под ассертивным поведением понимают позитивное поведение цельного
человека, демонстрирующего самоуважение и уважение к другим, слушаещего,
понимающего и пытающегося достичь рабочего компромисса.

Мануэль Смит сформулировал правила ассертивного поведения в книге «Тренинг уверенности в себе»:

1. Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия

Манипулятивное предубеждение: Я не должен бесцеремонно и независимо от
других оценивать себя и свое поведение. В действительности оценивать и
обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более умудрённый и авторитетный.

2. Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение

Манипулятивное предубеждение: Я отвечаю за свое поведение перед другими
людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я
делаю, извинялся перед ними за свои поступки.

3. Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей

Манипулятивное предубеждение: У меня больше обязательств по отношению к
некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим
собственным достоинством и приспособиться.

4. Я имею право изменить своё мнение

Манипулятивное предубеждение: В случае, если я уже высказал какую-то
точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должен был извиниться или
признать, что ошибался. Это бы означало, что я не компетентен и не
способен решать.

5. Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки

Манипулятивное предубеждение: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.

6. Я имею право сказать: «я не знаю»

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.

7. Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.

8. Я имею право принимать нелогичные решения

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я соблюдал логику,
разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно
лишь то, что логично.

9. Я имею право сказать: «я тебя не понимаю»

Манипулятивное предубеждение: Я должен быть внимателен и чувствителен по
отношению к потребностям окружающих, я должен «читать их мысли». В
случае, если я это делать не буду, я безжалостный невежда и никто меня
не будет любить.

10. Я имею право сказать: «меня это не интересует»

Манипулятивное предубеждение: Я должен стараться внимательно и
эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверное, мне
это не удастся, но я должен стараться этого достичь изо всех сил. В
противном случае, я черствый, безразличный.

Существует различные тренинги по развитию ассеривного поведения,
например, у продавцов. Продавец на выходе узнает, что такое ассертивное
поведение, сможет выработать личную установку на ассертивное поведение,
осознает свои права и обязанности в контексте ассертивности, научится
принимать критику и отстаивать собственную позицию, не идя на поводу
у клиента.

Но у подобного корпоративного тренинга есть риски и эти риски связаны
с готовностью руководства работать с сотрудниками практикующими
ассертивное поведение, с уровнем развития корпоративной культуры их
компании. Представьте, что тот самый продавец приходит к своему
начальству и ассертивно так говорит: «Уважаемый Владимир Иванович, после
тренинга я понял, что меня не устраивют ваши методы управления, я не
хочу больше исправлять ваши ошибки, и если вы хотите продолжить наше
общение в поизитивном ключе, предлагаю для начала рассмотреть вопрос о
повышении моей зарплаты».

(с) http://www.oblakokursov.ru/2009/04/07/assertive/
Previous post Next post
Up