Матёрый экономист
Michael Hudson рассказал об экономических отношениях США с миром. Ниже машинный перевод статьи с минимальной коррекцией; особенно интересными мне показались параграфы об экономических отношениях США-ЕС, - упрощая, американцы тоже хотят кушать.
Геродот («История», книга 1.53) рассказал о Крезе, царе Лидии, который правил с 585 по 546 годы до н.э. Лидия находилась на территории современной Западной Турции и Ионического побережья Средиземного моря. Крез завоевал Эфес, Милет и соседние грекоязычные царства, получил дань и добычу, что сделало его одним из самых богатых правителей своего времени. Однако эти победы и накопленное богатство привели к высокомерию и самонадеянности. Крез обратил своё внимание на восток, стремясь завоевать Персию, которой правил Кир Великий.
Одарив Храм Аполлона в Дельфах золотом и серебром, Крез спросил оракула, добьётся ли он успеха в запланированном завоевании. Жрица-пифия ответила: “Если ты пойдёшь войной на персов, ты разрушишь великую империю”.
Крез отправился воевать персов около 547 года до нашей эры. Двинувшись на восток, он напал на вассальное Персии государство Фригию. Чтобы отбросить Креза назад, Кир начал специальную военную операцию. Разгромив армию Креза, взяв его в плен, а захватив золото Лидии, начал чеканить персидскую монету. Итак, Крез действительно разрушил великую империю, но она была его собственной.
День сегодняшний. Администрации Байдена нацелена расширить американскую военную мощь против России и, стоящего за ней, Китая. Президент обратился за советом к сегодняшнему аналогу античного Дельфийского оракула: ЦРУ и связанным с ним аналитическим центрам. Вместо того чтобы предостеречь от высокомерия, они поощрили мечту неоконсерваторов о том, что нападение на Россию и Китай укрепит контроль США над мировой экономикой и приведёт к концу истории.
Организовав государственный переворот на Украине в 2014 году, Соединённые Штаты направили свою армию-марионетку НАТО на восток, предоставив оружие Украине для ведения этнической войны против её русскоязычного населения и превращения российской военно-морской базы в Крыму в крепость НАТО. Эти амбиции уровня Креза были направлены на то, чтобы втянуть Россию в боевые действия и подорвать её способность защищаться, разрушив при этом её экономику и уничтожив её способность оказывать военную поддержку Китаю и другим странам, стремящимся к самостоятельности в качестве альтернативы гегемонии США.
После восьми лет провокаций было явно подготовлено новое военное нападение на русскоязычных украинцев, готовое двинуться к российской границе в феврале 2022 года. Россия защитила своих этнических от дальнейшего насилия, начав собственную специальную военную операцию. Соединённые Штаты и их союзники по НАТО немедленно конфисковали российские валютные резервы, хранящиеся в Европе и Северной Америке, и потребовали, чтобы все страны ввели санкции против импорта российских энергоносителей и зерна, надеясь, что это приведёт к обвалу обменного курса рубля. Дельфийский госдепартамент ожидал, что это заставит российских потребителей взбунтоваться и свергнуть правительство Владимира Путина, чтобы установить клиентскую олигархию, подобную той, которую они взращивали в 1990-х годах при президенте Ельцине.
Побочным результатом этой конфронтации с Россией стало закрепление контроля Америки над её западноевропейскими сателлитами. Целью этого внутрипартийного противостояния было лишить Европу мечты о получении прибыли от более тесных торговых и инвестиционных отношений с Россией путём обмена её промышленной продукции на российское сырье. Соединённые Штаты сорвали эту перспективу, взорвав газопровод "Северный поток", отрезав Германию и другие страны от доступа к дешёвому российскому газу. Это поставило ведущую экономику Европы в зависимость от более дорогостоящего сжиженного природного газа в США.
В дополнение к необходимости субсидировать внутренний европейский газ для предотвращения повсеместной неплатёжеспособности, значительная часть немецких танков Leopard, американских ракет Patriot и другого “чудо-оружия” НАТО уничтожается в боях против российской армии. Стало ясно, что стратегия США заключается не просто в том, чтобы “сражаться до последнего украинца”, но и в том, чтобы сражаться до последнего танка, ракеты и другого оружия, которые будут изъяты из запасов НАТО.
Ожидалось, что это истощение вооружений НАТО создаст обширный рынок замещения для обогащения военно-промышленного комплекса Америки. Её клиентам из НАТО предлагается увеличить свои военные расходы до 3 или даже 4 процентов ВВП. Но слабые показатели американского и немецкого вооружения на украинском поле боя, возможно, разрушили эту мечту, в то время как экономики Европы погружаются в депрессию. А поскольку промышленная экономика Германии подорвана прекращением торговли с Россией, министр финансов Германии Кристиан Линднер заявил газете Die Welt 16 июня 2023 года, что его страна не может позволить себе вносить больше денег в бюджет Европейского союза, в который она долгое время была крупнейшим вкладчиком.
Без поддержки немецким экспортом обменного курса евро валюта окажется под давлением по отношению к доллару, поскольку Европа закупает СПГ, а НАТО пополняет свои истощённые запасы вооружений, покупая новые вооружения у Америки. Более низкий обменный курс снизит покупательную способность европейской рабочей силы, в то время как сокращение социальных расходов на оплату перевооружения и предоставление газовых субсидий погружает континент в депрессию.
Националистическая реакция против доминирования США усиливается во всей европейской политике, и вместо того, чтобы Америка закрепила свой контроль над европейской политикой, Соединённые Штаты могут в конечном итоге проиграть - не только в Европе, но, что наиболее важно, на всем глобальном Юге. Вместо того чтобы превратить российский “рубль в руины”, как обещал президент Байден, торговый баланс России резко вырос, а её запасы золота увеличились. То же самое произошло с золотыми запасами других стран, правительства которых сейчас стремятся к дедолларизации своих экономик.
Именно американская дипломатия вытесняет Евразию и Глобальный Юг с орбиты США. Высокомерное стремление Америки к однополярному мировому господству могло быть так быстро разрушено только изнутри. Администрация Байдена-Блинкена-Нуланд сделала то, чего ни Владимир Путин, ни председатель КНР Си Цзиньпин не могли и надеяться достичь за столь короткий период. Ни один из них не был готов бросить вызов и создать альтернативу мировому порядку, ориентированному на США. Но санкции США против России, Ирана, Венесуэлы и Китая привели к возникновению защитных тарифных барьеров, призванных обеспечить самодостаточность в том, что дипломат ЕС Джозеп Боррель называет мировыми “джунглями” за пределами “сада” США/НАТО.
Хотя Глобальный Юг и другие страны жаловались на доминирование США ещё со времён Бандунгской конференции неприсоединившихся стран в 1955 году, им не хватало критической массы для создания жизнеспособной альтернативы. Но теперь их внимание было приковано к конфискации американцами официальных долларовых резервов России в странах НАТО. Это развеяло представление о долларе как о надёжном средстве хранения международных сбережений. Недавний арест Банком Англии золотых резервов Венесуэлы, хранящихся в Лондоне, - обещание пожертвовать их любым неизбранным противникам её социалистического режима, которых назначат американские дипломаты, - показывает, как фунт стерлингов и евро, а также доллар были превращены в оружие. И, кстати, что вообще случилось с золотыми запасами Ливии?
Американские дипломаты избегают думать об этом сценарии. Они полагаются на единственное уникальное преимущество, которое могут предложить Соединённые Штаты. Они могут воздержаться от их бомбардировок, от организации цветной революции, чтобы “пиночетировать” их с помощью Национального фонда за демократию, или установить нового “Ельцина”, отдающего экономику в руки клиентской олигархии.
Но воздержание от такого поведения - это все, что может предложить Америка. Она деиндустриализировала свою собственную экономику, и её идея иностранных инвестиций заключается в том, чтобы использовать возможности для получения монопольной ренты путём концентрации технологических монополий и контроля над торговлей нефтью и зерном в руках США, как будто это экономическая эффективность, а не погоня за рентой.
То, что произошло, - это изменение в сознании. Мы видим, как мировое большинство пытается сделать независимый и согласованный мирным путём выбор относительно того, какого именно международного порядка они хотят. Их цель состоит не просто в создании альтернатив использованию долларов, но и в целом новом наборе институциональных альтернатив МВФ и Всемирному банку, банковской клиринговой системе SWIFT, Международному уголовному суду и целому ряду институтов, которые американские дипломаты похитили у Организации Объединённых Наций.
Результат будет иметь цивилизационный размах. Мы наблюдаем не конец истории, а новую альтернативу ориентированному на США неолиберальному финансовому капитализму и его мусорной экономике приватизации, классовой войне против рабочей силы. Идея о том, что деньги и кредит должны быть приватизированы в руках узкого финансового класса вместо того, чтобы быть общественным достоянием для финансирования экономических нужд и повышения уровня жизни, наконец-то оправдалась.
Ирония заключается в том, что историческая роль Америки заключалась в том, что, хотя она сама не смогла повести мир вперёд в этом направлении, её попытки замкнуть мир в антитетической имперской системе путём завоевания России на полях Украины и попыток изолировать технологии Китая (от попыток США помешать этой монополии) были великими катализаторами, отталкивающими от них мировое большинство.