Во всей стране таких людей всего семь тысяч. Основная их задача - безопасное обеспечение движения воздушных судов. Авиадиспетчеры круглосуточно следят над каждым самолётом с момента запуска двигателя до заруливания на стоянку в аэропорту назначения.
В нашей стране проложено более 800 воздушных трасс общей протяженностью 680 000 км. Одновременно под управлением авиадиспетчеров в России находятся более тысячи воздушных судов.
01.
02. Марина вместе с мужем закончила Красноярский авиационный технический колледж. И уже год работает в «Омском центре организации воздушного движения» в диспетчерском пункте «Старта». Именно она даёт разрешение воздушным судам на взлёт и посадку.
03.
04.
«Постоянно нужно находиться на рабочем месте. Нельзя даже глаза закрывать не то, что спать. Но можно сделать перерыв на 10 минут на обед, и за смену на час меня подменяет другой диспетчер».
05.
06. Электрикам нужно выехать на взлётно-посадочную полосу для проверки освещения. Убедившись, что полоса свободна, Марина выдаёт разрешение и все службы получают сигнал «ВПП занята».
07.
08.
09. Диспетчерский пункт «Старта».
10. Оборудование, которое включает огни на ВПП
11. Диспетчерский пункт «Руления» расположен рядом с местом стоянки самолётов. Он контролирует движение
ВС по территории аэродрома, выдаёт разрешения на буксировку, запуск двигателей, руление.
12.
13.
14. На стоянке установлены камеры наблюдения
15. Два Боинга. Трансаэро и ЮТэйр
16. Ан-148 авиакомпании «Россия»
17.
18.
19.
20. После взлёта самолёт переходит в управление к диспетчеру «Круга», контролирующему воздушное движение в радиусе 50 километров от аэродрома на высоте до 2100 метров. Выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку прилетающим ВС и указания о первоначальном наборе высоты вылетающим.
21.
22.
23.
24.
25. На экранах диспетчеров показывается вся необходимая информация: метеоусловия, состояние взлетно-посадочной полосы, зоны, в которых ограничены полёты.
26.
27. Связь с ВС
28. Самолет авиакомпании ИрАэро, следующий из Душанбе в Омск сейчас пролетает над ТЭЦ-5 и выходит на глисаду -
траекторию полёта, по которой он снижается непосредственно перед посадкой.
Так как Омский аэропорт находится на территории города, то и самолёты заходят на посадку и взлетают непосредственно над домами. С точки зрения безопасности приоритетным конечно же являтся направление со стороны посёлка Лузино, но всё зависит от погоды: взлёт и посадку нужно осуществлять против ветра.
«Из-за того, что в 80-е годы многие чиновники жили в районе Ленинградской площади, ночью в Омском аэропорту полётов практически не было, чтобы не мешать им спать. А сейчас рано утром больше всего рейсов, т.к. это самое удобное время для вылета, например, в Москву», - поясняет начальник Омского центра ОВД Сергеев Юрий Владимирович
29.
Кроме воздушных судов отправляющихся из Омска, над нашей областью проходят воздушные трассы на восток страны, а также в Китай, Корею и другие страны. Это уже зона ответственности диспетчерского пункта «Контроля» или районного центра.
30.
31.
Самое загруженное для районных диспетчеров время: с трёх часов ночи до утра. В шутку его называют «тараканьи бега», за этот период над их зоной ответственности может проходить до пятидесяти самолётов в час.
32.
Работа очень ответственная. Постоянно нужно держать в голове кучу информации о маршрутах движения всех судов, погоде, запасных аэродромах. Причём на экране радара диспетчер видит плоскую картинку, но в голове он обязан представлять реальную ситуацию воздухе: между всеми находящимися в полете воздушными судами диспетчер должен создать безопасные интервалы не только по расстоянию, но и высоте с целью предотвращения опасного сближения и возможных аварийных ситуаций.
33.
Для работы по непосредственному управлению воздушным движением, авиадиспетчер регулярно проходит врачебно-лётную экспертную комиссию по аналогии с
пилотами гражданской авиации, по результатам которой выдаётся заключение о профессиональной пригодности. По психоэмоциональной нагрузке эта профессия является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями. Кроме того, обязательным требованием, предъявляемым к авиадиспетчеру в настоящее время, является знание
английского языка.
34.
35.
20 октября 1961 году в Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. Именно в этот день возник профессиональный праздник Международный день авиадиспетчера. У них есть правило - работа должна выполняться, невзирая на какие бы то ни было обстоятельства и условия работы. У авиадиспетчера нет права на ошибку - он отвечает за жизни тысяч людей.