Начну потихоньку выкладывать воспоминания о поездке на Колыму, которое совершил летом 2005 года. Тогда, уволившись из Караван-Медиа и прикупив некоторой фототехники, я отправился к своим родственникам, которые там до сих пор и живут (я проживал в Магадане с 1987 по 1993 год, но после вернулся в родные украинские земли).
Вообще, говоря друзьям о своих планах посетить Магадан, я слышал разные, но довольно типичные ответы. Одни шутили, мол, за что же ты получил срок. Другие, видимо более осведомленные о пункте назначения, конечно же, сразу заказывали привести гостинцы в виде красной икры и рыбы, а также сувениров, в виде парочки килограмм золота. Третьи просто называли меня сумасшедшими - мол, летом все едут на юг, а ты вот, собрался на Север. Да еще какой - самый крайний и неблагоустроенный, самый далекий и неприветливый!
Охотник в тайге, Колыма.
Да-а-а, прошла почти половина моей недолгой жизни, с тех пор, как я покинул Магадан.
Это - вид из нашей квартиры на бухту Нагаево. Привычный каждодневный пейзаж. Слева находится 21-ая школа, в которой мне довелось учиться. Помнится зимой, когда по всему городу объявляли снежные заносы и все школы закрывались, мне было радостно и смешно - ведь по сути мне достаточно было сесть на попу и съехать со снежной горки, чтобы оказаться в школе, но и этого не надо было делать. Обычно, в снежную метель мы все равно все гуляли на свежем воздухе, роя в метровом снегу себе зимовки…
В начале тяжелых девяностых, с Дальнего Востока повально уезжали почти все, кто только мог. Закрывались не просто предприятия, а целые поселки. Соединенный с центральными регионами, или, как принято говорить у магаданцев, с «материком» только лишь воздушными путями, Магадан стал полностью отрезанным от цивилизации и фактически превратился в остров.
Сегодня (в смысле 17 июля 2005 года) я возвращаюсь по зову Севера для того, чтобы новыми глазами взглянуть на этот суровый и экзотический край.
Магадан - одно лишь это слово, неразрывно связанное с Колымой, звучит настолько холодно, что, едва его произносишь, начинают бежать мурашки по коже. И не только от того, что это район вечной мерзлоты, но и от того, что с этим городом неразрывно следуют душераздирающие истории репрессированных в годы ГУЛАГа. И хотя сегодня это уже только история, но и до сих пор живы эти воспоминания в сердцах многих жителей нашей общей родины, не в малой степени благодаря оставшимся то тут то там остаткам лагерей. Впрочем, это отдельная тема и ее я постараюсь в данном описании не касаться (или же только слегка ее затрагивать).
Маска Скорби, Магадан. Памятник жертвам репрессий. Автор Эрнст Неизвестный.
Целью же моей поездки было ближе познакомиться с северной природой и попытаться понять тех мужественных северных людей, имеющих возможность покинуть этот суровый край, но не желающих этого делать.
И вот я уже сижу в самолете Магаданской авиакомпании «Мавиал» (кстати, уже несуществующей), в котором все сиденья обшиты тканью с немногозначительным рисунком: бегущим северным оленем, из-под копыт которого выскакивают золотые самородки - символом Магадана.
Авиаперелет Москва-Магадан довольно длительный - восемь часов над бескрайними просторами России навстречу солнцу. Но помимо времени, проведенного в самолете, предстоит безвозмездно отдать Магадану еще восемь часов своей жизни. Эти восемь часов теряются при переходе в другой часовой пояс. Впрочем, на обратном пути эти часы возвращаются с точностью до секунды.
Уже приземляясь на Колымскую землю, можно заметить отличительную черту этого края. Если в Москве самолет провожали всевозможные «секюрити» в черных машинах с мигалками и разного рода “man in black”, то здесь нас встречала бабушка с потертым пакетиком, указывающая куда самолету идти на стоянку. Да, люди здесь простые и от того живые и добродушные. Я еще не раз буду в этом убеждаться за время своего пребывания.
- Приезжайте к нам на Колыму.
- Нет уж лучше вы к нам…
Известная фраза из всеми любимого кинофильма сегодня уже не воспринимается за суровую действительность. Сегодня в Магадан не просто можно приезжать по собственному желанию, но и даже нужно. Хотя бы для того, чтобы просто познакомиться с этим удивительным и гостеприимным краем. Но так, конечно же, было не всегда.
Освоение Колымы началось, по историческим меркам, совсем не так давно. 4 июля 1928 зафрахтованное японское судно «Дайбоши-мару» высадило в устье еще никому тогда не известной реки Ола участников Первой Колымской геологической экспедиции под руководством совсем еще молодого Юрия Билибина (тогда ему было всего 27 лет). Молодые ученые, романтики и энтузиасты, они вопреки предостережениям остепененных ученых-геологов, мечтали не только найти золото на Колыме, но и построить на берегу бухты Нагаева город.
Причал в Нагаевской бухте. Возможно, именно к этому причалу причаливали первые суда… и с заключенными тоже…
Их мечта сбылась - уже в 1939 году было принято решение о планомерном заселении территории и постройки города-порта. Нельзя сказать, что было выбрано лучшее место.
Бараки - первые поселения на берегу Нагаевской бухты, Магадан. В простонародье - Шанхайский район
Нагаевская бухта в тумане. Улица Портовая. Город Магадан.
Вид с сопки на Магадан. Все те же тучи и туманы…
Центр Магадана. На переднем плане - одни из первых бараков города. Церковь построена совсем недавно. Причем, по усмешке судьбы на фундаменте недостроенного здания КГБ…
До сих пор магаданцы ведут споры о том, стоило ли город строить именно здесь, или же лучше было бы его перенести на 20-ть километров вглубь материка - на место нынешнего курорта Снежный, где всегда солнечно и тепло. И действительно, расположенный на перешейке полуострова Старицкого между двух бухт - Нагаева и Гертнера - город открылся не только для морских судов, что, конечно очень удобно для расположенного здесь порта, но и для ветров, пронизывающих его насквозь и густых туманов, накрывающих словно крышей почти весь Магадан.
Поэтому лето здесь всегда прохладное, с частыми туманами и дождями. Только лишь за чертой города и в центральных районах области, куда не доходят морские туманы, лето по-настоящему хорошее, жаркое. Уже в сентябре в Магадане может пойти снег, который имеет обыкновение лежать до середины мая.
Бухта Светлая, Охотское море. Снег лежит даже в середине июля - он так и не успеет до конца расстаять…
Вечером на пирсе. Нагаевская бухта, кладбище кораблей и порт Магадана.
Магаданско-Колымская тема вообще кому-то интересна? Дальше собираюсь постепенно подойти к путешествию на Озеро Джека Лондона
Продолжение:
Первые впечатления о Магадане Оригинал на сайте фотографа
Фотоблог Дмитрия Бартош.