Монголия 2013. Оффроад.

Aug 15, 2013 21:05





Изначально у меня не было никаких сомнений в том, что оффроад в экспедиции по Монголии будет, но при этом, его никто специально не искал. Весь маршрут был проложен по дорогам общего пользования и никаких съездов с них не планировалось. Однако, жизнь внесла свои коррективы прямо в первый день пребывания на чужбине.

Цепь обстоятельств, приведших нас в болото, началась еще до нашего выезда. Буквально за несколько дней до отъезда выяснилось, что природный парк Алтай Таван Богд на северо-западе Монголии, куда мы хотели попасть для чудо-рыбалки, оказался закрыт по причине какого-то карантина. Но поскольку маршрут уже был "утвержден", то карантин нас не мог остановить.



Еще за сотню километров до парка на дороге начали появляться блок-посты. Все мосты через ручьи и реки были перекрыты и выбегающие из палаток Монголы пытались по-своему объяснить, что ехать дальше нельзя. Нам стало понятно, что карантин как-то связан с коровами и на наше желание рыбачить повлиять не должен. Мы тут же выдумали стратегию, поначалу не дававшую сбоев. Произносили название ближайшего за постом населенного пункта и стояли на своем. Диалог на блок-постах протекал с разной степенью ожесточенности, в итоге наши паспортные данные вносили в какие-то талмуды и открывали шлагбаумы.

Один раз спросили есть ли фотки, но в итоге, оказалось, что интересовались водкой. Не получив ни того ни другого Монголы расступились.

Но, в итоге мы приехали к блок-посту (см точку 1 на карте), за которым по дороге до самой границы с Китаем не было вообще ни одного населенного пункта. Мы конечно пытались говорить, что нам надо в кишлак Буянт, который находился немного в стороне, но нас уверенно разворачивали и говорили, что до Буянта был поворот раньше.

Поглядев на карты мы решили предпринять маневр по объезду блок-поста через соседние горные перевалы. Поехав сначала в указанном нам направлении на Буянт мы через десяток километров повернули к горе Цайгал Хайрхан уул 3943м.



Приехав в точку 2 мы увидели живописнейшую долину, с протекающей по ней речкой и окруженную красивейшими горными склонами. По всей долине стояли юрты, и вокруг ходили стада прекрасных длинношерстных яков. Мы были в таком экстазе, что не сделали ни одной фотографии, о чем до сих пор и жалеем.

А вот дорога в долину была похоже только одна, и мы по ней как раз туда и приехали. Поэтому дальше включился оффроад. Фото из точки 3.



Тут уже мы ехали просто по направлению, петляя между булыжниками, что собственно и видно по треку. Этот участок был в меру сложен, но реальной опасности не представлял. Грунт был везде твердый, серьезных кренов не возникало, кое-где приходилоь пользоваться пониженной передачей.

Дальше, в точке 4 мы сделали роковую ошибку - не переехали речку и поехали вверх по течению по правому берегу реки Харганат гоол. Нашей целью на этот день было озеро Хар нуур, изображенное в левой нижней части карты. И вот, когда до озера осталось всего несколько километров, а солнце начало садиться, в точке 5 мы поняли, что дорога по этому берегу реки заканчивается и надо бы нам как-то исправить свою ошибку.

Ободренные предыдущими успехами и уверенные в том, что речку мы легко в этом месте возьмем вброд решили ехать напрямик. Надо было всего-лишь пересечь долину, которая выглядела как большая зеленая лужайка. Но чем дальше мы ехали по лужайке, тем больше она чавкала, стали появляться кочки, лужи и прочие болотные аттрибуты.

Наклон был по ходу нашего движения и текущие по долине с гор ручейки делали ее все более топкой и все менее пригодной для автотранспорта. По мере же приближения к цели, наше упорство только росло. Чувства уже притупились и нога давила на газ. Леха, в тот момент еще не хлебнувший тяжестей оффроада, сидел тихо, без каких-либо признаков беспокойства.

Перед последним ручьем я притормозил, не решившись его брать с ходу, и проехав десяток метров вдоль в поисках удобного места для заезда/выезда -  забуксовал. Как обычно, сначала казалось, что все обойдется. Включил блокировки, поддал газу, но зубастая резина тут же сорвала верхний слой дерна и мы погрузились в ледяную чачу по самые пороги.

За бортом было +8, вода - лед, солнце скрывалось за ближайшей горой. Это точка 6 на нашей карте.

Далее, в сгущающейся темноте, в течении трех часов, мы по-очереди применяли разный внедорожный арсенал. Даже монгольские дети, которые тут же сбежались из оказавшихся недалеко юрт, помогали нам поднимать, копать, таскать, подкладывать и толкать. Все это происходило под наши звучные маты и детский хохот.  Друг друга мы совершенно не понимали.

Наибольшую же помощь нам оказал каменный загон, расположенный в сотне метров от нашей стоянки.  Вот его утреннее фото.



Этот загон мы бессовестно разбирали, перекладывая камни в трясину. Также требовалось подкладывать камни под домкрат, который без этого свободно уходил вниз на любую требуемую глубину.

Из первой засады мы машину даже вытащили и проехали задним ходом метров пять, но там сели еще надежнее. Ситуация серьезно усугублялась тем, что потоптавшись вокруг, мы превратили лужайку в реальное болото. Речка, и ручейки с удовольствием устремились в образовавшуюся локальную низменность и ее полностью затопили.

Около 11 вечера, совершенно обессилившие, мы тяпнули по рюмочке вискарика и сели в машине ночевать. Ночька была конечно не из приятных. За бортом +4, мы грязные, мокрые и голодные. Машина начала капризничать, заводилась очень плохо и плохо держала холостые обороты. Ручей журчал под самой дверью и машина все больше кренилась на правый борт, несмотря на подложенные под него ночью камни.

В 6ть утра ситуация выглядела так.



Вид с другой стороны. На переднем плане виден платсдарм где мы рубились вечером прошлого дня.



Выработанный ночью план подразумевал несколько действий. Главная надежда была на хай-джек и огромные камни, которые Леха тут же начал интенсивно добывать.



Наша диспозиция. Все тяжелые вещи были выгружены в сторонку. Леха совершает регулярный рейс через речку до каменного загона.



Опа как она есть.  Леха пытается достать вчерашние камни из трясины и выложить ими колею.  Машина уже поднята и готова к последнему рывку.



Это якорь для лебедки. Вбили в относительно твердое место лом и попытались его зафиксировать запаской.  Перед этим ночью мы пытались лебедиться просто за кочки, обматывая их тросом, но это приводило лишь к выкорчевыванию этих кочек.  Сейчас будем использовать лебедку в качестве подстраховки.



Уфф, выехали, сматываю лебедку (она кстати и не успела нам помочь), а довольные зрители аплодируют стоя.



Дальше оказалось, что выехать обратно - это совсем не простая задача. Мы не могли понять как вообще вечером мы умудрились сюда добраться. Понятно, что никаких вчерашних следов на таком грунте мы не нашли. Начинающийся дождь только прибавлял беспокойства. Леха отказывался садиться в машину и отдаваться на волю водителя. Он бегал по округе и искал проход среди болотных кочек и луж. Несколько раз спорили, смотрели на свой вчерашний трек, но он был снят с точностью в 100 метров и не позволял найти фарватер. В итоге, используя методы случайного блуждания и последовательного приближения мы выехали таки на дорогу.

путешествия, монголия, авто

Previous post Next post
Up