НЕКТАР ТЕРРИТОРИИ НЕЗАВИСИМОСТИ. На Юбилей Анастасии Вертинской...

Dec 19, 2014 03:19

Резкий жест и острая форма, "красота и горе от ума", - причудливым образом сплелись в изощренной, соблазнительной, роковой красавице-сердцеедке. Остра на язычок; быстрый взмах крыльев ресниц и пронизывающий, до дрожи, лучезарный взгляд; чарующий и/или губительный голос; сумасбродность характера и мудрость прожитой жизни, - в оценках и делах. Все это отличает Анастасию Вертинскую и в ролях, и в жизни.

"Если бы пришлось повторить всё заново, ни за что сына не наказывала бы. Только когда приобретаешь внуков, понимаешь, какая ты была дура, что была строга с ребёнком. Вообще-то мальчик должен хулиганить, понимаете? Да, наверное, и девочка! Ведь наступает возраст, когда они хотят всё нарушить. Я, например, тоже в детстве и врала, и воровала" (А.Вертинская, из интервью "АиФ")...

"Вечное признание чистого разума и чувств в любви"))) Юбилеи одних - красят; других - печалят; третьих - могут обессмертить при жизни. Но культ их обожания не слеп, не сравним с идолопоклонством кокоткам. Умнее и изящнее, - по форме, по сути и по содержанию. Опирается на ее  "жесткие идеалы" и цели. Честь и Достоинство, Смелость и Любовь, Отвага и Бескомпромиссность. Умение переступить через все, и при этом сохранить лицо и способность трезво оценить себя и окружающих со стороны. К "титулу" первой красавицы-актрисы отечественного кино А.Вертинская относится прохладно. Не, то чтобы Анастасия Александровна скромничает. Просто ей не хочется опускаться до подобных мелочей". "Не считаю, что это интересно обсуждать. Я не отношу себя к звездам шоу-бизнеса. Я - представитель русской интеллигенции". "Особенного веселья это <юбилей> не вызывает. Но и особой грусти по этому поводу у меня нет. Этот год я провела очень плодотворно, посвятила его памяти своего отца, Александра Вертинского - в этом году было 125 лет со дня его рождения".

А.Вертинская остается в памяти долго, меняя амплуа, парики, шляпки, род занятий и вид деятельности, времена года и суток за окном. Мешая эпохи и континенты; характеры и судьбы, - на сцене и в жизни. Не вписываясь в стандартные шаблоны "ортодоксальных" "гламурных" сумасбродных теле-кино-красавиц и светских див-львиц, она парадоксальным образом может и "затроллить" (на мол.сленге) - любого, и испепелить, обратив в бегство. Заставить себя уважать и относиться с пиететом. Забрать все себе без остатка, но и одарить щедро. "Каких только эпитетов она не удостаивалась:  "неземная", "нездешняя", "инопланетянка". В 60-е - кумир целого поколения, в 70-е - икона стиля, в 80-е - уже практически легенда... А дальше - тишина, и лишь редкие всплески. Она ушла из театра, перестала сниматься в кино. Новое увлечение Вертинской - ресторан, названный в честь великого отца, воплощённые образы - рецепты изысканных блюд, а аплодисменты - отзывы постоянных посетителей".  "Да и бабушкой меня никогда не звали и не зовут. Для своих внуков я Нана... Учить внуков - это прошлый век. Сцена, когда бабушка сидит вяжет носок и рассказывает какую-то мудрую сказку - из ранних рассказов русских писателей. Я не Арина Родионовна, точно. Тут другое общение: скорее я чему-то у них учусь, чем они у меня. На мой взгляд, человека не воспитывают - он в детстве перенимает качества своих родителей и тех, кто рядом. Своим внукам я часто читала, пела песни отца. Ну, как сказать, пела - это громко сказано, я ведь не Вертинский. Мамой я была, да, строгой, а вот бабушкой - наверное, плохой".  Ну, разве можно не влюбиться в такую женщину, без памяти, с первого взгляда, с первого вздоха ее героинь... И "жертвою пали от этой любви": и Н.Михалков, и А.Градский, и П.Слободкин, и Б.Эйфман...

"Я благодарна Никите <Михалкову>, что у меня есть сын. Что у меня есть такая семья. Для меня Никита - родной человек. А было время, когда на плече у подруги я всхлипывала: "Ах, он подлец!" Но это не значит, что он подлец. Правда! Это просто такое время было - молодости, любви, максимализма, разочарования. Ты думала, что брак - это одно. Оказалось, что это совсем другое. Мы вообще были очень молоды, когда поженились. И когда развелись - тоже. Я была совершенно одержима своей профессией. Это сейчас я вам могу рассказывать о ней снисходительно. Но тогда... Я была похожа на сумасшедшую. Мне хотелось только работать, доказывать... Я несла на этот алтарь всё. Если у меня были разрывы любовные, думала: "О-о, как хорошо! Я сегодня в четвёртом акте Нину Заречную знаешь, как сыграю! Я теперь понимаю, как себя чувст­вует женщина в этой ситуации..." (А.Вертинская, из интервью АиФ)...


 


 

О такой насыщенной жизни, театральной и кинокарьере многие актрисы могут только мечтать. Но удивительная работоспособность, желание ставить цели по максимуму и достигать их, преодолевая препоны, порой, круто менять жизнь, не оглядываясь назад, помогают А.Вертинской. Диапазон ее ролей зашкаливает и восхищает! От "духов и туманов" романтической героини - Ассоль ("Алые паруса"), Гуттиэре ("Человек-амфибия") до "женщины-вамп" - в "Жажде страсти" и истовой Маргариты в "Мастере и Маргарите" Ю.Кара. От классики - "лучшая Офелия всех времен и народов" (имхо) в "Гамлете"; ролей Лизоньки ("Война и мир") и Кити Щербацкой в "Анне Карениной" - до смелых театральных экспериментов в "Двенадцатой ночи" (графиня Оливия), "Бури" и "Имаго" с "булавкой в голове". От экстравагантных, коварных ролей разбойниц ("Королевство кривых зеркал", "Бременские музыканты и Ко")... до лиричных и мистических принцесс (как в "Тени" в дуэте с О.Далем) или "роковых женщин", как возлюбленная "безумного революционера" Овода - Джемма ( в дуэте с А.Харитоновым). Наконец, это все она, - Галина Петровна в гимнастерке на фронте ("Случай с Полыниным") и... восхитительная Мона в "Безымянной звезде". Творческие союзы, скандалы, примирения, смех, слазы, когда ААВ оказывается в "круге света" имен режиссеров, актеров, бомонда советского и российского кино и театра, среди которых талантливейшие люди: И.Костолевский, М.Козаков, И.Смоктуновский, О.Даль, О.Ефремов, В.Раков, В.Гафт, В.Этуш, А.Зархи, Г.Данелия, Г.Козинцев, А.Птушко, и т.д.

Анастасию Вертинскую часто сравнивают с Инопланетянкой, - она не от мира сего, пролетит как метеорит мимо, а ты и не заметишь, - только "хвост", только сияние, "чистого разума и неземной красоты". Уникальная женщина, очень критически оценивающая и себя, и других, и мир вокруг. И, которая немного бы изменила, будь такая возможность, в своей прожитой жизни. Кроме как, по ее словам, - нескольких любовных историй и отношений с некоторыми людьми. Она всегда стояла особняком и в нашем кино, и в театре. И среди персонажей, ею сыгранных, и среди персоналий, ее окружавших. Потому, что была, есть, и надеюсь, еще будет согревать сердца, пробуждать благородство и звать на подвиги, - олицетворять собой индивидуальный, целеустремленный, творческий подход к профессию, к делу Женщины, для которой нет ничего невозможного... "ДРУГИЕ БЕРЕГА", - так называлась телепрограмма А.Вертинской на "Первом канале" (б.ОРТ), котоаря выходила, к сожалению недолго. Но в этой ипостаси она раскрывала и себя, и гостей. "ПРЕКРАСНО ЧУДО, ДАЖЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОТЧАЯНИЯ", - так может восходить только очень яркая и красивая, издалека холодная-холодная, но вблизи горячая-горячая, мерцающая в огненном ореоле, сжигающая сердца, "безыменная звезда", лишая разума глупцов, и умножая волю, силу и страсть храбрецов, лишая иллюзий!

"Знаете, то, что я не замужем, - это компенсация за мою успешную биографию. Господь сказал: «Знаешь что, милая? Уже успокойся ты со своими мужьями, давай-ка вот так живи». И это надо вовремя услышать. Знаете, когда люди рассуждают об одиночест­ве, скуке, мне даже стыдно: не знаю, что сказать. Какое может быть одиночество у творческого человека? Если одиночество - это такой ужас, тогда как же поэт пишет свои стихи? На демонст­рации, что ли? Ведь дома находиться одной - не значит вязать или смотреть телевизор. Нет, ты наконец попадаешь в своё пространство, в тишину. Важно, что у тебя есть территория независимости. Я очень рано поняла: для меня это нектар. Для меня зависимость невыносима. Всё ведь есть! Хочешь во внуков что-то вложить - езжай к ним, общайся с радостью. Хочешь с сыном, с друзьями увидеться - пожалуйста! Но это будет твой выбор, а не обязанность. Так что я свою свободу ни за что не отдам. Я её охраняю, как часовой - Мавзолей" (А.Вертинская, из интервью АиФ)...

"Десятка" моих любимых картин с А.Вертинской: "Безымянная звезда" (Мона, с И.Костолевским и М.Козаковым);  "Тень" (Принцесса, с О.Далем); "Мастер и Маргарита" (Маргарита, реж. Ю.Кара); "Овод" (Джемма); "Гамлет" (Офелия, с И.Смоктуновским); "Случай с Полыниным" (Галина Петровна, с О.Ефремовым); "Алые паруса" (Ассоль, с В.Лановым); "Новые приключения янки при дворе короля Артура" (Моргана); "Жажда страсти" (реж. А.Харитонов, по мотивам В.Брюсова); "Бременские музыканты" (Атаманша, реж. А.Абдулов)

В тексте использованы ссылки на на цитаты и интервью:

1) Анастасия Вертинская: "Свободу свою не отдам" (подробнее...), "Аргументы и Факты" № 51 17/12/2014;
2) Анастасия Вертинская: "Бабушкой меня никогда не звали и не зовут", подробнее... kleo.ru
3) Анастасия Вертинская: "Комплекс полноценности", подробнее... "Интервью", interviewmg
4) Анонс: Продолжение Интервью А.Вертинской о родителях, "Современнике", внуках и отношении к возрасту - в газете "АиФ. Здоровье" № 1-2, 2015 г.

Анастасия Вертинская, Москва, юбилеи, легенды, кино, театр, судьба артиста, жизнь, женщины, Россия

Previous post Next post
Up