НАРЦИССИЗМ КАК БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ. Памяти социолога Бориса Дубина. Русский мир и российская особость

Aug 27, 2014 19:00

"Российский социум не принимает различий, не допускает, что все разные. Идея российской особости не просто поддерживается - она всячески выдвигается СМИ. Во многом на ней построена телериторика, а ТВ смотрят 90-94% россиян. На формирование представления о рос.особости работают основные телеканалы, эта идея положена в основу госполитики в области культуры. Помогают и победы России на спортивных полях. Это символ рос.особости: еще больше разворачивает маховик особости в рос.коллективном сознании...

С весны 2014 г. в общественном мнении значительно возросло представление о том, что Россия - особая страна, а российский человек - особый человек. Относительное большинство - около 40% респондентов Центра Левады - считает Россию страной с особым укладом. Увеличение доли верящих в особый путь России сопровождается ростом позитивного отношения к власти и негативного отношения к Западу, включая Европу... В российской публичной сфере принципиально не ставится вопрос "Могу ли я стать другим?". Есть две инстанции, апелляция к которым позволяет уйти от вопроса, - враг и прошлое. Можно вынести вопрос в прошлое или перевести его на фигуру врага: и то и другое разгружает тебя от ответственности и необходимости реальных действий, изменений... Отсюда же роль особого, чрезвычайного, экстраординарного: чрезвычайное положение, "особые отделы" имеют решающее значение в российской жизни... В словосочетаниях "российский путь" и "особый путь" ударение падает не на слово "путь", а на слова "российский" и "особый". Вся эта конструкция не задает направление, характер и смысл движения...



Передавая ответственность власти и снимая ее с себя, общественное мнение вручает власти рычаг, который позволяет ей приспосабливаться к любой ситуации и тянуть за собой покорное население. В СССР - да и сейчас - у власти было две основные заботы: развязать "инициативу масс" (это сложно, когда вся инициатива была передана власти) и дать простор соревновательности. Настоящей, а не той, где победители известны заранее. Это ограничитель для модернизации, которая предполагает свободную соревновательность, современные формы неархаичной солидарности. Нелады в восприятии себя и других ведут и к специфической модели времени: его нет. Как будто завтра, послезавтра, через 200 лет будет то же самое - время выключено. И "другие" отключены. Идея времени возникает у людей, когда они видят других, разнообразие... Фигура значимого «другого», «других» возникла в конце 1980 - начале 1990-х гг., когда Россия пробовала возможные свободы. Другой воспринимался как партнер, с которым ты связан, который не обижает тебя тем фактом, что он другой, а наоборот, этим и интересен. Вам интересно, потому что вы разные. Если этого интереса нет, возникает опасная изоляция.

Можно ли измениться, стать другим? "Живи опасно", - говорил Ницше. Надо пытаться принимать свою и чужую точки зрения и пытаться находить свою позицию, не отдаваясь. Очень важно скорее оказаться в позиции, когда ты признаешь, что ты не самый хороший, умный, сильный, вообще не единственный на свете и стоит попробовать стать другим. Надо задуматься каким. Вызов стать другим перечеркивает многое в повседневном существовании и российских политических институтах"...



Борис Владимирович Дубин - социолог, переводчик, культуролог (31.12.1946-20.08.2014). Из лекции "Историческая память и особый путь" в Московской школе гражданского просвещения, 14.06.2014 (подробнее, vedomosti.ru...)

власть, враги, солидарность, тоталитаризм, ценности, модернизация, идеология, Россия, Родина, авторитаризм, государство, общество, свобода, русская мысль, философия, история, социология, память, диктатура, опросы, психология, народ

Previous post Next post
Up