"Сны о России", - называлась церемония Открытия зимних олимпийских игр в Сочи. Это сны "девочки в платьице белом", по имени Любовь, которая то появлялась, то исчезала. Задумка-то хорошая, но недореализованная организаторами. Была некая разорванность. Отсутствие целостности бросалось в глаза. Видеоролик с "русскими аргонавтами" был просто ужасен.
"Град небесный", на котором в первой части представления проплывли лошади, олени, коровы, - этакая фантасмагория России, вкупе с хором Сретенского монастыря, переодетом в "белоснежно-деревянные" костюмы, "подпоясанные" галстуками, исполнявшие гимн России, - тот самый случай, когда неплохая, в целом, задумка опошлена безобразным, абсурдным содержанием формы содержания. Вторая часть представления буквально вытянула первую - заунывно-долгую.
Нелепые фигуры... Не знающая, к чему приткнуться девочка. Вот и будет все время маяться среди огромной арены, летать под "пластмассовым фонарем а ля "две луны, три солнца". Пролетающие в воздухе сложные, но безжизненные фантомы конструкций. Недораскрывшиеся горящие кольца из цветков - скучновато, без драйва... Единственное, что запомнилось из первой части - очччаровательные улыбчивые фигурки талисманов: Мишки, Зайца и Леорпердика, вытанцовывающие на сцене. Зато вторая часть представления, после прохода команд скучать уже не давала! Отдельно по форме, в которой шествовали сборные. Самая красивая, на мой взгляд, была у сборной Германии, - светлая с радужным орнаментом а ля "гейский флаг". Запомнились безукоризненно стильно одетые французы; с "изюминкой" подошедшие к форме испанцы. Порадовали в куртках и бермудах представители островных государств. Что же касается сборной России, то увы и ах... Форма сборной России на Церемонии Открытия больше напоминала... разноцветные робы заключенных и ушанки а ля герой Басилашвили из фильма "Вокзал для двоих". Атмосферу парада российских заключенных олимпийцев согревала сексапильная "снегурочка" Ирина Шейк, подруга бразильского футболиста Роналдо, которая несла табличку имя "Россия - Российская Федерация" и наш олимпионик-знаменосец Александр Зубков. Проход команд и фото формы спортсменов на Открытии XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи (
подробнее...)
"Отрезанные головы" Рабочего и Колхозницы и "отрезанные" серп и молот парят в небе, - градиозное переосмысление авангарда, во второй части, где в красном мареве людей, как винтиков и механизмов большой машинерии большой страны, где даже отлакированные и безупречно причесанные "пионеры-герои" с самолетиками и стиляги, сбрасывающие "кожу машин" под ноги "дяде Степе-милиционеру" Валуеву, с лозунгами из тех лет, - выглядели как почти утопия, а вернее, антиутопия прошедшего экскурса в Историю, которой не было... Но в которой так хотелось жить! Идеализация страны неизбежна, ведь запоминается только хорошее. Без слез, без рыданий, без боли. И даже без вождей, без усатого-полосатого сталинизма и олимпийского бержневизма. Отдлельных слов заслуживают В.Путин, который как всегда опоздал, даже не успев отдышаться и расстегнуть пальто, прибежав из машины на трибуну, в результате чего церемония началась с запозданием, а не в сакральное 20.14. Зато он обошелся без большой речи, не в пример как "Ба-Бах", новый глава МОК, чуть не повторивший "рекорд речей У.Чавеса", долго и муторно произносивший слова. Премьер России Медведев, намаявшись от государственных дел, спокойно проспал большую часть Открытия, что зафиксировали фотокамеры.
Неожиданно порадовала и другая часть исторической ретроспективы с балетными па... С.Захаровой, В.Васильева и других; первым балом Наташи Ростовой... под музыку из фильма "Мой ласковый Е.Доги, - странное и спорное решение, оправдавшее себя... В другом эпизоде, крутящая(ся) прима-балерина Мариинки Д.Вишнева, со светлячками на сцене. Фуэте-не фуэте, но тоже блистательно...Олимпийская ария Анны Нетребко, которой организаторы прямо во время пения подбирали лучшее звучание и акустику (раньше времени потренироваться и проверить технику, вероятно, не было?!). Слава Богу, что отказались от совместного пения А.Нетребко и Г.Лепса, как планировалось. Музыкальная тема достаточно удачно сочетала в себе русскую классику: Бородина, Стравинского, Прокофьева, с микстом диджея по время прохождения делегаций спортсменов ("Подмосковные вечера", "Семнадцати мгновений весны" ит.д.). Отсутствие темы Великой Отечественной войны - не идеологическая диверсия, а требование МОК сократить церемонию, - без аллюзий войн. Хотя 1812 год и проходил пунктирным намеком с мифическим героем "Иваном Васильевым" (?!).
Итак, в целом, сложилась достаточно пестрая и противоречивая картина. Никаких денег такая церемония не оправдала. Не было сквозного сюжета. Не получилось держать на драйве под напряжением все время представления. Но, зато очень хорошо получились отдельные элементы. Вторая часть была сильнее первой. Д.Файзиев, режиссер видеоролика-фильма, откуда есть пошла "Русская Земля", оказывается, - от аргонавтов и Ясона-Машкова, с "бородатым дядькой Безруковым" и "прорабом" Н.Михалковым, - сколько Вам заплатили за "антишедевр"?! Над сценарием всего шоу работали гендиректор "Первого канала" К.Эрнст, глав.реж А.Болтенко. А вот отдельные номера готовил целый интернациональный коллектив. Малый срок подготовки, безусловно, сказался. Также как и то, что пора бы уже уходить от "вечного исторического сценария", что на День города, что на Олимпиаду, когда "тени забытых предков" - это и есть основная часть шоу пересказа истории России. Приелось! Хотелось взгляда в будущее и олимпийских надежд, а этого не прозвучало, и это главная моя претензия к церемонии Открытия. Отдельно не понравился пафосный патриотический психоз Д.Губерниева и его со-"комментаторши", плохо владевшей русским устным языком с ляпами в речи.
В связи с церемонией Открытия зимних олимпийских игр в Сочи вспомнились две песни, не звучавшие, но ставшие смысловым антуражем: "Чудесная страна" (стихи: Понизовский, исполнитель: Ж.Агузарова) и "Девочка в платьице белом" (стихи С.Захарченко, исполнитель Musicola). Может быть стоило включить их, осовременив звучание, ибо отражали и связывали бы они суть происходящего...
"Недавно гостила в чудесной стране.
Там плещутся рифы в янтарной волне.
В тенистых садах там застыли века.
И цвета фламинго плывут облака".
"Сон мой не со мной,
Сон мой там, где мой дом,
Там, где летним днём
Я пришла на свет свой.
Песни нежные
Пела мама моя,
Руки тёплые
Помнила всегда я.
Девочка в платьице белом
Быть одна ты не хотела,
А сейчас
Ты ничья.
Девочка в платьице белом
Грустною быть не умела,
А теперь
Ты одна.
Небо и цветы
Были рядом с тобой,
Стали не нужны
Никому твои сны".