R.I.P. ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ... Неравнодушный человек, актер, легенда отечественного театра и кино

Dec 03, 2013 14:03

"Люди очень изменились, как много лиц-масок с пустыми глазами, как много равнодушных, буквально на глазах предавших родные традиции". (Юрий Яковлев, о лицах и масках)

Москва прощается с Юрием Яковлевым. По Арбату тянется очередь людей с цветами, на основной сцене театра имени Вахтангова - большой портрет Юрия Васильевича. Разноплановость и разносторонность ролей и характеров, масштаб таланта: "Князь Мышкин", "царь Иоанн Васильевич Грозный", "управдом Бунша", "Ипполит", "Ржевский", "Панталоне", "пацак Би", "Снусмумрик из Мумми-Тролля" (озвучание) и т.д., - высок, строен, басовит, - харизматичен, строг и скромен. Москвич, актер от Бога, легенда советского и российского театра и кино. Его слава и талант не затмили человеческих качеств, - природной скромности, обаяния, сопереживания и помощи нуждающимся людям, коллегам по "цеху" и не только.



От первого лица:

О военном детстве

"Когда объявили войну, мы обедали. Воскресный день, по радио прервали концерт, и через паузу, показавшуюся очень долгой, прозвучало: "Фашистская Германия вероломно напала на нашу страну". Взрослые испугались. Мы, мальчишки, конечно, не сразу поняли всю катастрофу. Самое удивительное, что мы как-то вдруг повзрослели лет на десять".

О семье

"Почти все мои родственники погибли в аресты 37-го года, кто-то умер сосланным в Казахстан, в тюрьме, другие были расстреляны. Мой родной дядька подвергся репрессиям в 34-ом и был расстрелян. В общем, мало хорошего. А так, детство было безмятежное, особенно довоенное детство. Но в 13 лет, когда началась война, детство сразу кончилось…"

О стеснительности...

"По природе своей я жутко стеснительный, робкий человек, не люблю публичность, ненавижу тусовки и никогда в них не участвую. Робел всегда и везде - в отношениях с женщинами тоже, хотя тут преуспел - у меня было три брака. Как при такой врожденной стеснительности я стал актером, - не знаю".

О любвеобильности

"Что можно с собой поделать, если жизнь поворачивает нас, как ей хочется, а сопротивляться нет сил? Тем более что по гороскопу я Телец, а это значит - влюбчивый".

Об анонимках

"Я узнал, что моё выдвижение на звание народного артиста СССР так долго лежит в райкоме партии, через который проходили все награды и звания, потому что из театра пришло анонимное письмо, подписанное "вахтанговцы", где говорилось, что я недостоин такого звания, - далее перечислялись мои грехи. Кто эти "вахтанговцы", я потом узнал и с удивлением констатировал факт, что эти люди долгие годы служат рядом со мной, здороваются, улыбаются, выпивают, шутят. Это было горьким откровением. Я, конечно, человек грешный, но строго придерживаюсь правила: "Не суди - и не судим будешь". Оказалось, что это правило не для всех".

Чехов и страсть к одиночеству

"Я очень люблю Антона Павловича Чехова. И даже успел его сыграть в спектакле "Насмешливое счастье", я помню его фразу, которую он произнес в приступе хандры: "Одиночество - прекрасная штука". Я навсегда это запомнил. Одиночество помогает, потому что очень трудно быть все время на виду. Это очень усложняет жизнь. Очень утомительно все время нравиться! "Я же не червонец, чтобы всем нравиться", как сказал один мудрец".

Об интуиции

"Думаю, мною руководит не разум, не сердце, а именно интуиция. Я доверяю только ей - и в жизни, и в работе над ролями, и она меня ни разу пока не подвела. Мне почти все приходило во сне - решение спектаклей, ролей... Я интуитивно понимал: надо иначе идти. Другой дорогой. Сейчас направо, а потом сразу за угол".

Старомодное отношение к звездным болезням

"Никто не считал себя звездами, такого понятия и не существовало. Говорили - хороший актер, или - очень хороший. Миша Ульянов пользовался огромным авторитетом и всенародной любовью, но представляю, что бы он устроил, если бы его назвали звездой. А сейчас молодые и популярные - те, кто снимается в сериалах и светится на обложках, не стесняются за кулисами, между прочим, с юморком, называть себя звездами... Эпидемия какая-то: держаться так свободно, вне элементарных норм приличия, как подчас некоторые молодые артисты на репетициях, раньше даже самые гениальные старики себе не позволяли. Звезд много, артистов нет".

О свободе и демократии

"Казалось бы, как много возможностей дает нам наша демократия! Только мне думается, это великое заблуждение. Свобода - это отнюдь не вседозволенность. Она - ответственность перед культурой, которая формирует мировоззрение человека, и к ней это относится в самой большей степени. А мы понимаем демократию как отсутствие созидательных идей, отсутствие этики, воспитания нравственности и вкуса. Как зачеркивание и поругание отечественных традиций, отречение от своих святынь".

Про Ипполита

"Я в эту историю абсолютно случайно влип, и на всю жизнь. На Ипполита был утвержден Олег Басилашвили, но по ряду причин он не смог сниматься, и Эльдар судорожно, в пожарном порядке предложил сниматься мне. И я как-то очень неожиданно в это влез, как в ванну под душ, таким же образом. Я совершенно не предполагал, что эпизодная роль Ипполита будет иметь такой успех… Я этот фильм уже не могу смотреть. Правда, иногда натыкаюсь на него, когда телевизор смотрю, но тут же выключаю или минутки две посмотрю и все".

О своем времени жизни

"Каждый из нас понимает, живет ли он в свое время или не в свое. Я-то знаю точно, что попал не в свое. Должен был жить во второй половине XIX века. И я все время играл не тех, кого мне нужно было играть. Но попадания случались. Абсолютно точное, стопроцентное - Стива Облонский в "Анне Карениной" (подробнее)...

Светлая, долгая, добрая память...

СССР, Москва, маски, легенды, кино, память, театр, ТВ, личности, Россия, мужчины

Previous post Next post
Up