"200-летие со дня рождения Рихарда Вагнера, великого немецкого композитора. Ф.Ницше, с которым Вагнер был одно время близок, писал: "Был ли Вагнер вообще музыкантом?... он был больше кое-чем другим..." Музыка была для Вагнера несамодостаточна. Ей надлежало облечь в звуки эпос, мистический народный дух. Духовное понимал в национальных категориях. Немецкое - свое, еврейско-космополитическое - чужое.
В нацистской Германии Вагнер оказался ко двору не случайно. По выразительному совпадению, ровно через 100 лет после Вагнера родился наш композитор Никита Богословский, напрочь чуждый - здесь уместно выражение Василия Аксенова - звериной серьезности. Писал музыку и песни для кино, устраивал розыгрыши, сыпал афоризмы-шутки. Вот только получалась подзвучка для идейных стихов Лебедева-Кумача" (
подробнее...)
Век их разделил, философия, отношение к жизни, иные миры, НО... есть что-то, едва уловимое в жизни обоих композиторов, что делало их труд востребованным у власти, подкреплявшим идеологию, вросшим в анналы истории, не только с идеологической точки зрения, но и с личностной, и с общественнозначимой, и с общей, гуманитарно-культурной. Дух историцизма, отражение судьбы своего народа, блестящими бытописателями которого они являлись. Каждый по-своему, в силу своей харизмы, силы воли и темперамента, своего понимания и представления о музыке, о народе, о слове... Дуалистичность их астрологического знака не могла не наложить отпечаток на типы личностей, и музыка составляла отнюдь не единственное увлечение в этой жизни. Героический эпос немецкого народа, - у Р.Вагнера и лироэпическая пастораль советским героям войны, - у Н.Богословского сопровождалась глубоко личным мироощущением. Только у Вагнера это был макрокосм, а у Богословского - микрокосм, - перенос событийности и музыкального оформления вечных тем любви, войны, противостояния, мира, страны, любимого города, образа женщины и т.д. Государственными почестями и наградами были обласканы оба, и отношения c властями были хорошими... И закончили они свой век практически с гибелью империй, переживая и после смерти ренессанс, в сравнении с той исторической реальностью, в которой творили, когда пользовались наибольшей популярностью.
"Тристан и Изольда", "Валькирия", "Гибель богов", "Тангейзер", "Лоэнгрин", Парсифаль", - классик немецкой оперы, мистерий величия плоти и духа, базирующихся на скандинавской мифологии и германском эпосе, переработанных, дополненных кочевым образом жизни (Лейпциг - Кенигсберг - Рига - Лондон - Париж - Дрезден - Цюрих - Мюнхен, - et cetera, - в 1863 году композитор Р.Вагнер посетил Санкт-Петербург и Москву, где познакомил публику с отрывками из своих опер), впитавшем культуры разных народов, но отстаивающем примат высшей силы и славы своего. Почти в 80-летнем возрасте Р.Вагнер скончался от сердечного приступа в Венеции, за фортепиано как раз в том момент, когда играл партию Дочерей Рейна из "Золота Рейна".Тело композитора было перевезено в Байройт и
захоронено с государственными почестями в саду его виллы "Ванфрид" (
подробнее...) Из-за увлечения Р.Вагнером А.Гитлера, базировавшейся на нем т.н. "музыкальной части" нацистской идеологии, в Израиле долгое время исполнение его произведений было под запретом, в СССР "не поощрялось", тем не менее сила, мощь, дух его опер и музыки пробили стену. Одним из первых, кто методично прививал Р.Вагнера на советском ТВ был В.Я.Ворошилов, выбравший в качестве музыкальной заставки для "Что? Где? Когда?" вагнеровский "Полет Валькирий". Но запрещался ли Вагнер в СССР? Скорее нет, чем да. Исключение "Золото Рейна" в Большом в конце 70-х, но заезжие театры из ГДР привозили Вагнера практически всегда. С конца 60-х в Москве были театры из Берлина и Дрездена, в т.ч. с Вагнером. Постепенно, начиная с 1950-х годов, оперы великого композитора возвращаются на советскую сцену. Основная заслуга здесь принадлежит Риге… В Риге во второй половине XIX - начале XX века, как мы знаем, исполнялись почти все его произведения (
подробнее...) Счастливый курортный роман с Минной Планер - жена (
подробнее...) и женщины Р.Вагнера: муза Матильда, хозяйка "на Зеленом холме" Козима... (
подробнее...).
"Шаланды, полные кефали...", "Любимый город", "Темная ночь", "Спят курганы темные", - классик советской песни, выдающийся отечественный композитор, дирижер, пианист, литератор, умевший разыгрывать как никто другой, и в силу своего природного, естественного оптимизма, скроивший свой "волшебный мир" "в гостях у сказки", переживший лихую годину войн и репрессий, практически не пострадав, вынеся удивительный талант, - мощное желание жить, хотя и расплачиваться иногда приходилось по счетам. В списке его произведений симфоническая и камерная музыка, сочинения для музыкального театра, песни и музыка к кинофильмам и мультфильмам, более 300 песен, среди которых несколько, как сказали бы сейчас, хитов. Богословскому присвоены почетные звания народного артиста СССР и РСФСР, заслуженного деятеля искусств, он кавалер множества высоких наград, среди которых орден "За заслуги перед Отчеством". Н.Богословский на десять лет "пережил" Р.Вагнера и скончался на 91 году жизни, оставив после себя целую россыпь "записок на полях шляпы", остроумных и колких розыгрышей и цитат, удачно дополняя патриотический пафос многих своих песен душевным лиризмом и проникновенной мелодикой. В "Легендах Арбата" у Михаила Веллера есть глава про Никиту Богословского, называется "Шутник Советского Союза". К вопросу о том, можно ли было выжить при Сталине: "Прецедент. Одновременно для Ветра, Рассудка, Экзисто и кому попрактичнее... Я-то застал Никиту Богословского уже при Брежневе. И тем не менее Н.Б. как-то выпадал из тогдашних обычных шуток и юмора. Теперь я понимаю, что он был динозавром из прошлой эпохи. Или - раз уж выжил - скорее крокодилом, современной рептилией. Рептилией, но современной" (
подробнее...). Так что парадный портрет вечного шутника и весельчака будет не полный, без портрета эпохи и благоволения И.Сталина.
Из воспоминаний вдовы композитора Аллы: "Назначая первое свидание, он спросил: "Что вы пьете?" - "Все, что прозрачно и не ниже 40..." - ответила я. Похоже, мой ответ Богословскому понравился... Как мы жили? Мы безумно любили друг друга, хотя и ссорились, часто по пустякам, ибо оба обладали взрывным характером. Богословский был достаточно сложным человеком...До своего 91 года он так и остался мальчишкой, хулиганом, капризным ребенком, который из-за упрямства стоит на своем и в спорах, и... в потасовках. Жил он широко, не отказывая себе ни в чем: ухаживал за женщинами, пил водку, курил. Упорядоченная, будничная, серая жизнь наводила на него смертельную скуку. Он искал выход своей буйной энергии и всегда что-то выдумывал. Наши с ним бурные отношения, как ни странно, тоже украшали жизнь... Надо отдать ему должное, он был приличным эгоистом. Терпеть не мог дискомфорт, все, что мешало ему в быту или творчестве. Его раздражали возражения... Собственно говоря, он и был большим ребенком, то есть человеком со своими слабостями и достоинствами. Он любил друзей, незаметно помогал тем из них, кто нуждался... Одевался всегда хорошо - с парижским шиком. Галстуки не носил, только "бабочки" или шарфики. Десятки раз был в любимой им Франции, с Мишелем Леграном играл в четыре руки.С Жаном Габеном он шатался по парижским кафе, а с Жаном Маре чинно прогуливался по садам и паркам столицы Франции. Обожал Ива Монтана. В его окружении были разные люди. Но евреев было действительно много. Кац, Бернес, Фельцман, Утесов, Галич, Львович, Вишневский... его привлекало в них - остроумие, талант, ум, ирония и самоирония... Как-то один из редакторов московского радио на репетиции моей песни набросился на меня за то, что эту песню на стихи еврея Мандельштама будет исполнять еврей Боря Львович. "Что вы себе позволяете, - кричал он. - Вы забыли, где будет концерт? В Колонном зале Дома Союзов!" Постояв с открытым ртом, я пришла в себя и, озверев, кинулась к телефону-автомату - жаловаться Никите. Никита меня успокаивал. А когда я пришла домой, на столе уже лежало его юмористическое письмо на имя "президента России Боруха Натановича Эльцина о... засилье русских в еврейской культуре...". Встретив как-то этого редактора, он сказал ему, что дворяне в дореволюционной России считали для себя неприличным подавать руку городовым и антисемитам... Не любил Никита и пошлость. Когда его однажды пригласили выступить в "юмористической" передаче Евгения Петросяна, он послал его сами знаете куда. "Протокольный этикет" он немедленно разбавлял тут же придуманной им острой шуткой, иронией (
подробнее...).