ГИБЕЛЬ ШАЛАНД КОМПОЗИТОРОВ: НЕСИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ. 200-летию Р.Вагнера и 100-летию Н.Богословского

May 22, 2013 22:49

"200-летие со дня рождения Рихарда Вагнера, великого немецкого композитора. Ф.Ницше, с которым Вагнер был одно время близок, писал: "Был ли Вагнер вообще музыкантом?... он был больше кое-чем другим..." Музыка была для Вагнера несамодостаточна. Ей надлежало облечь в звуки эпос, мистический народный дух. Духовное понимал в национальных категориях. Немецкое - свое, еврейско-космополитическое - чужое.

В нацистской Германии Вагнер оказался ко двору не случайно. По выразительному совпадению, ровно через 100 лет после Вагнера родился наш композитор Никита Богословский, напрочь чуждый - здесь уместно выражение Василия Аксенова - звериной серьезности. Писал музыку и песни для кино, устраивал розыгрыши, сыпал афоризмы-шутки. Вот только получалась подзвучка для идейных стихов Лебедева-Кумача" (подробнее...)

Век их разделил, философия, отношение к жизни, иные миры, НО... есть что-то, едва уловимое в жизни обоих композиторов, что делало их труд востребованным у власти, подкреплявшим идеологию, вросшим в анналы истории, не только с идеологической точки зрения, но и с личностной, и с общественнозначимой, и с общей, гуманитарно-культурной. Дух историцизма, отражение судьбы своего народа, блестящими бытописателями которого они являлись. Каждый по-своему, в силу своей харизмы, силы воли и темперамента,  своего понимания и представления о музыке, о народе, о слове... Дуалистичность их астрологического знака не могла не наложить отпечаток на типы личностей, и музыка составляла отнюдь не единственное увлечение  в этой жизни. Героический эпос немецкого народа, - у Р.Вагнера и лироэпическая пастораль советским героям войны, - у Н.Богословского сопровождалась глубоко личным мироощущением. Только у Вагнера это был макрокосм, а у Богословского - микрокосм, - перенос событийности и музыкального оформления вечных тем любви, войны, противостояния, мира, страны, любимого города, образа женщины и т.д. Государственными почестями и наградами были обласканы оба, и отношения c властями были хорошими... И закончили они свой век практически с гибелью империй, переживая и после смерти ренессанс, в сравнении с той исторической реальностью, в которой творили, когда пользовались наибольшей популярностью.



"Тристан и Изольда", "Валькирия", "Гибель богов", "Тангейзер", "Лоэнгрин", Парсифаль", - классик немецкой оперы, мистерий величия плоти и духа, базирующихся на скандинавской мифологии и германском эпосе, переработанных, дополненных кочевым образом жизни (Лейпциг - Кенигсберг - Рига - Лондон - Париж - Дрезден - Цюрих - Мюнхен, - et cetera, -  в 1863 году композитор Р.Вагнер посетил Санкт-Петербург и Москву, где познакомил публику с отрывками из своих опер), впитавшем культуры разных народов, но отстаивающем примат высшей силы и славы своего. Почти в 80-летнем возрасте Р.Вагнер скончался от сердечного приступа в Венеции, за фортепиано как раз в том момент, когда играл партию Дочерей Рейна из "Золота Рейна".Тело композитора было перевезено в Байройт и захоронено с государственными почестями в саду его виллы "Ванфрид" (подробнее...) Из-за увлечения Р.Вагнером А.Гитлера, базировавшейся на нем т.н. "музыкальной части" нацистской идеологии, в Израиле долгое время исполнение его произведений было под запретом, в СССР "не поощрялось", тем не менее сила, мощь, дух его опер и музыки пробили стену. Одним из первых, кто методично прививал Р.Вагнера на советском ТВ был В.Я.Ворошилов, выбравший в качестве музыкальной заставки для "Что? Где? Когда?" вагнеровский "Полет Валькирий". Но запрещался ли Вагнер в СССР? Скорее нет, чем да.  Исключение "Золото Рейна" в Большом в конце 70-х, но заезжие театры из ГДР привозили Вагнера практически всегда. С конца 60-х в Москве были театры из Берлина и Дрездена, в т.ч. с Вагнером. Постепенно, начиная с 1950-х годов, оперы великого композитора возвращаются на советскую сцену. Основная заслуга здесь принадлежит Риге… В Риге во второй половине XIX - начале XX века, как мы знаем, исполнялись почти все его произведения (подробнее...) Счастливый курортный роман с Минной Планер - жена (подробнее...) и   женщины Р.Вагнера: муза Матильда, хозяйка "на Зеленом холме" Козима... (подробнее...).



"Шаланды, полные кефали...", "Любимый город", "Темная ночь", "Спят курганы темные", - классик советской песни, выдающийся  отечественный композитор, дирижер, пианист, литератор, умевший разыгрывать как никто другой, и в силу своего природного, естественного оптимизма, скроивший свой "волшебный мир" "в гостях у сказки", переживший лихую годину войн и репрессий, практически не пострадав, вынеся удивительный талант, - мощное желание жить, хотя и расплачиваться иногда приходилось по счетам. В списке его произведений симфоническая и камерная музыка, сочинения для музыкального театра, песни и музыка к кинофильмам и мультфильмам, более 300 песен, среди которых несколько, как сказали бы сейчас, хитов. Богословскому присвоены почетные звания народного артиста СССР и РСФСР, заслуженного деятеля искусств, он кавалер множества высоких наград, среди которых орден "За заслуги перед Отчеством". Н.Богословский на десять лет "пережил" Р.Вагнера и скончался на 91 году жизни, оставив после себя целую россыпь "записок на полях шляпы", остроумных и колких розыгрышей и цитат, удачно дополняя патриотический пафос многих своих  песен душевным лиризмом и проникновенной мелодикой. В "Легендах Арбата" у Михаила Веллера есть глава про Никиту Богословского, называется "Шутник Советского Союза". К вопросу о том, можно ли было выжить при Сталине: "Прецедент. Одновременно для Ветра, Рассудка, Экзисто и кому попрактичнее... Я-то застал Никиту Богословского уже при Брежневе. И тем не менее Н.Б. как-то выпадал из тогдашних обычных шуток и юмора. Теперь я понимаю, что он был динозавром из прошлой эпохи. Или - раз уж выжил - скорее крокодилом, современной рептилией. Рептилией, но современной" (подробнее...). Так что парадный портрет вечного шутника и весельчака будет не полный, без портрета эпохи и благоволения И.Сталина.

Из воспоминаний вдовы композитора Аллы: "Назначая первое свидание, он спросил: "Что вы пьете?" - "Все, что прозрачно и не ниже 40..." - ответила я. Похоже, мой ответ Богословскому понравился... Как мы жили? Мы безумно любили друг друга, хотя и ссорились, часто по пустякам, ибо оба обладали взрывным характером. Богословский был достаточно сложным человеком...До своего 91 года он так и остался мальчишкой, хулиганом, капризным ребенком, который из-за упрямства стоит на своем и в спорах, и... в потасовках. Жил он широко, не отказывая себе ни в чем: ухаживал за женщинами, пил водку, курил. Упорядоченная, будничная, серая жизнь наводила на него смертельную скуку. Он искал выход своей буйной энергии и всегда что-то выдумывал. Наши с ним бурные отношения, как ни странно, тоже украшали жизнь... Надо отдать ему должное, он был приличным эгоистом. Терпеть не мог дискомфорт, все, что мешало ему в быту или творчестве. Его раздражали возражения... Собственно говоря, он и был большим ребенком, то есть человеком со своими слабостями и достоинствами. Он любил друзей, незаметно помогал тем из них, кто нуждался... Одевался всегда хорошо - с парижским шиком. Галстуки не носил, только "бабочки" или шарфики. Десятки раз был в любимой им Франции, с Мишелем Леграном играл в четыре руки.С Жаном Габеном он шатался по парижским кафе, а с Жаном Маре чинно прогуливался по садам и паркам столицы Франции. Обожал Ива Монтана. В его окружении были разные люди. Но евреев было действительно много. Кац, Бернес, Фельцман, Утесов, Галич, Львович, Вишневский... его привлекало в них - остроумие, талант, ум, ирония и самоирония... Как-то один из редакторов московского радио на репетиции моей песни набросился на меня за то, что эту песню на стихи еврея Мандельштама будет исполнять еврей Боря Львович. "Что вы себе позволяете, - кричал он. - Вы забыли, где будет концерт? В Колонном зале Дома Союзов!" Постояв с открытым ртом, я пришла в себя и, озверев, кинулась к телефону-автомату - жаловаться Никите. Никита меня успокаивал. А когда я пришла домой, на столе уже лежало его юмористическое письмо на имя "президента России Боруха Натановича Эльцина о... засилье русских в еврейской культуре...". Встретив как-то этого редактора, он сказал ему, что дворяне в дореволюционной России считали для себя неприличным подавать руку городовым и антисемитам... Не любил Никита и пошлость. Когда его однажды пригласили выступить в "юмористической" передаче Евгения Петросяна, он послал его сами знаете куда. "Протокольный этикет" он немедленно разбавлял тут же придуманной им острой шуткой, иронией (подробнее...).

СССР, Германия, юбилеи, легенды, музыка, идеология, Россия, государство

Previous post Next post
Up