ИЛЛЮЗИИ СМЕХА, СТРАХА И ЗАБВЕНИЯ. Шутовская правда мира наизнанку: о ДАМе и людях Нов.Средневековья

Apr 02, 2013 12:53

"Я одно время хотел докторскую написать.
Но решил, что этого делать не надо, потому что это будет очень смешно!"
(Дмитрий Медведев, председатель правительства России)

"Смеемся мы не столько над ним, сколько над собой, над своей недавней иллюзией, что при более просвещенном, как казалось, правителе можно цивилизовать страну, не меняя основ режима. Смешного на самом деле мало. Но, во-первых, это один из видов защитной реакции. А во-вторых, когда Тимакова говорит об обиде на "Димона" - это правда смешно. При всем уважении - не можем удержаться...



Медведев тоже умеет продемонстрировать чувство юмора, но предпочитает вводить себя в состояния патетические. Выступать то в роли философа (лекция о месте "Единой России"), то в амплуа экономического гуру (рассуждения о кризисе в еврозоне), то в агрессивном стиле питерского силовика-путинца (призывы сажать за экологические и т.п. преступления). Все эти роли выглядят, мягко говоря, комедийно. Медведев указывает путь для партии, которую вроде бы возглавляет, когда депутаты-единороссы тормозят, нивелируют его инициативы и критикуют его подчиненных-министров. Он угрожает репрессиями - в то самое время, когда со всех постов и из страны изгоняются бизнесмены, которым он благоволил, когда за решетку отправляются финансовые менеджеры его любимого детища. После чего возникают подозрения, что первый возведенный в Сколкове дом долго останется единственным строением в чистом поле, которое могло стать полем инновационных чудес. Нет, Медведев не молчит, он распекает и отчитывает - но не своих обидчиков, а мелких чиновников или заморских воротил. Он сердится, напоминает, что "он здесь начальник", - и это вызывает новые приступы хохота, - пишет М.Гликин в "Ведомостях" (подробнее...).

... а я бы поспорил с М.Гликиным в "Ведомостях", главный ВЫСКАЗАННЫЙ им тезис об утраченных иллюзиях и веры в торжество просвещенного монарха разделялся далеко не всеми, наоборот, достаточное число комментаторов, отзывавшихся о приходе Медведева, не питали никаких иллюзий относительно его роли и способностей к управлению.  Но не менее значимый, - ИМПЛИЦИТНЫЙ, - между строк, - мол, мы все сами немножко "медведевы", вынужденные действовать в определенных обстоятельствах, когда некие житейские и политические правила игры определяют ее формат, - не отсвечивай, будь "техническим премьером" своей жизни, и...сможешь продержаться на плаву. В конце-то концов, смех, действительно, защитная реакция. Не то, что обструкция и сарказм, троллинг, которым подвергается Медвед Димон. И вот тут, стоп, где-то я это все уже слышал, с поправкой на время и место действия, но насколько же перекликаются смыслы, проговаривается то, что остается в тени.

"Человек средневековья мог совмещать благоговейное присутствие на официальной мессе с веселым пародированием официального культа на площади. Доверие к шутовской правде, к правде "мира наизнанку" могло совмещаться с искренней лояльностью. Веселая правда о мире, основанная на доверии к материи и материально-духовным силам человека, которую провозгласила эпоха Возрождения, в средние века утверждалась стихийно в материально-телесных и утопических образах смеховой культуры, но индивидуальное сознание отдельного человека далеко не всегда могло освободиться от серьезности страха и слабости. Даруемая смехом свобода часто была для него только праздничной роскошью", - писал М.Бахтин в работе  "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса". Поразительно, насколько эта цитата о средневековом человеке может успешно коррелировать с нашим временем, Новым Средневековьем, в которое погрузилась "постмодернизированная" Россия.

"... оба аспекта мира - серьезный и смеховой - сосуществуют и взаимно отражают друг друга (именно целостные аспекты, а не отдельные серьезные и комические образы, как в обыкновенной драме нового времени)... Настоящий смех, амбивалентный и универсальный, не отрицает серьезности, а очищает и восполняет ее. Очищает от догматизма, односторонности, окостенелости, от фанатизма и категоричности, от элементов страха или устрашения, от дидактизма, от наивности и иллюзий, от дурной одноплановости и однозначности, от глупой истошности. Смех не дает серьезности застыть и оторваться от незавершимой целостности бытия. Он восстанавливает эту амбивалентную целостность", - продолжает М.Бахтин об общих функциях смеха в историческом развитии культуры.

P.S. ...

Видимо, французская поговорка: "Rira bien qui rira le dernier" ("Хорошо смеется тот, кто смеется последним") и гоголевское: "Над кем смеетесь, над собой смеетесь") вписывается в тренд, только есть одна закавыка, которая мешает мне смириться с почти что гражданским пафосом автора "Ведомостей", рассуждающим про "Димона" Медведева. Выражать смехом свои чувства по отношению к кому-чему-нибудь, - это право, не грешно, - грешно по-крыловски:  "Бессильному не смейся, слабого обидеть не моги". Только это не касается правителей при власти, - даже тех, кто не лезет в "Государи", но и выйдя из образа, продолжает играть и подыгрывать. Так ведь и до старости можно не наиграться, зачем же превращаться в символический образ "комической старухи"?! Медведев, осознанно или нет, подхватывая общую волну смеховой интонации, адресованной ему, не всегда красивой, подчас ернической, саркастической, сам превращается в шута... сублимируя смеховую тенденцию, - высмеивает уже не себя, а тех, кто над ним насмехается. И это горько, горько, что готовы вести себя, облачаясь в "шутовской наряд", лишь бы не забыли, - забвение для актера или политика - смерть при жизни.

Известно же, в какие времена "шутовская правда" символизировала "мир наизнанку", - Средневековье, только это сегодня и наш мир мир России десятых годов XXI в. И как точное попадание - слова В.Путина на открытии дома КВН: "Если кто-то думает, что все происходит: сказал и бум! - тут же все стало как здесь... Но бывает и так!". Как же эти строчки рифмуются... с некоторыми хрущевскими "шедевральными цитатами", - не находите, или с нынешними "единоросовскими вбросами и выбросами"?! Потому, что КВН мог появиться только в нашей стране, - зажатой, задавленной, распятой между "молотом" власти и "наковальней" общественной морали - моральных принципов строителей коммунизма и/или норм православия, задавленной комплексами "догматизма", "односторонности", "окостенелости",  "от элементов страха и устрашения", "от наивности иллюзий", "от дурной одноплановости", "от глупой истошногсти", где смех и только смех, - почти единственная отдушина проявления свободы выбора и слова, за которые не страшно, перед самими собой. Смех и глупость, и ум обнажает, мудро высвечивая всю горесть и трагизм положения, он оздоравливает, а не только обличает, исцеляет.

N.B. ...

"Есть ли на свете еще более сильное средство противостоять всем издевательствам мира и судьбы, чем смех! Перед этой сатирической маской испытывает ужас сильнейший враг, и само несчастье отступает передо мною, если я осмеливаюсь его осмеять! Да и чего, черт побери, кроме осмеяния, заслуживает эта земля вместе со своим чувствительным спутником - месяцем!"
("НОЧНЫЕ БДЕНИЯ". Бонавентура)

upd:



В Тему!.. О Религиозном Кодексе людей Нового Средневековья - та же газета, те же нравы, почти тот же "герой": "Лидер партии "Гражданская платформа" Михаил Прохоров выступил за светское государство и предложил принять Религиозный кодекс. Об этом предприниматель и политик написал в газете "Ведомости". Миллиардер в статье соглашается с президентом Путиным, который пару месяцев назад призвал церковь уйти от вульгарного и примитивного понимания светскости... По мнению Михаила Прохорова, эту цель должен выполнить как раз Религиозный кодекс, который политик и бизнесмен предлагает ввести. Благодаря этому, конфессии наконец увидят государство, а оно в свою очередь станет воспринимать верующих как общественную силу. Предложенный им кодекс сможет регулировать сферы жизни людей, в которых религиозные традиции противоречат существующей гражданской практике. Это прежде всего цитирую "институт брака и как следствие семейные отношения, воспитание и обучение ребенка в семье и религиозных учреждениях", рассуждает предприниматель (подробнее...).

маски, комедия, цитаты, тренды, модернизация, религии, культура, Россия, общество, мораль, время м, история, сарказм, юмор, элита, герои нашего времечка, психология личности, лидеры, сатира, фарс

Previous post Next post
Up