"Ярость была для нее топливом - ярость от осознания того, что, имея силу, ты не можешь ничего изменить. Такая несовременная, но при этом естественная реакция человека, который не привык рассчитывать ни на кого, кроме себя. Жизнь Вишневской с самого детства складывалась так, что другого выхода у нее не оставалось.
Вишневская никогда не жаловалась, ведь за жалостью ничего не стоит, а ей всегда нужна была движущая сила. В 1974 году, когда ее с мужем Мстиславом Ростроповичем вынудили уехать за границу, а на родине предали забвению за поддержку Солженицына, она не жаловалась - она была в ярости. Много позже, вернувшись в Россию, с ее новой реальностью, с "мокрыми опилками под ногами ", она не печалилась об упадке культуры. Безграмотность и мракобесие только выводили ее из себя...
После рождения мать оставила ее на воспитание бабушки; отец - встретил другую женщину и покинул семью. Когда Вишневской было 15, началась блокада Ленинграда. Пытаясь отыскать себе занятие, в 1944 году она поступила в театр оперетты и разъезжала с ним по всем ленинградским воинским частям, играла в театре, выступала на эстраде, давая по 25 концертов за месяц. В 1944-м Вишневская первый раз вышла замуж - за моряка, с которым провела вместе всего несколько месяцев и в память о котором осталась только знаменитая теперь фамилия. Вскоре она вышла замуж снова - за директора театра оперетты Марка Рубина, который был старше ее на 22 года. В семье родился сын, но через два с половиной месяца он умер от диспепсии. После его смерти Вишневская заболела туберкулезом, врачи предсказывали худшее, уговаривали на операцию, но она буквально сбежала с операционного стола - слишком боялась потерять голос. Тогда ей не исполнилось еще и 20 лет. В 1950 году Вишневская познакомилась с Верой Николаевной Гариной. До этой встречи, от природы обладавшая голосом, Вишневская никогда всерьез пению не училась, и два года, проведенные в классах Гариной, не только помогли ей победить болезнь, но и сделали из нее настоящую оперную певицу. В 1952-м Вишневская пришла на прослушивание в стажерскую группу Большого театра и триумфально прошла его, не имея музыкального образования: из всех конкурсантов в театр взяли только ее одну. С этой победы начался ее путь в большой опере... В 1962 году, уже в статусе главной примы Большого, Вишневская стала одной из первых после Ирины Архиповой звезд советской оперы, получивших пропуск на сцены ведущих мировых театров. Ковент-Гарден, Венская опера, Ла Скала - не было крупных площадок, где в 1960-х не пела Вишневская...
Вишневской благоволили высшие руководители страны. Сам Н.Булганин добивался ее руки, с настойчивостью военного приглашая Вишневскую то в Кремль, то к себе на дачу. В эти поездки Вишневская предусмотрительно отправлялась не одна, а с Ростроповичем, который только-только стал ее третьим мужем. Булганин в итоге отступился, но и с приходом Хрущева Вишневская поддерживала с советской властью хорошие отношения, которые сошли на нет только в конце 1960-х. Тогда, после вторжения советских войск в Чехословакию, у Вишневской и Ростроповича начались проблемы из-за того, что они поддерживали опального Солженицына, поселив его на своей даче, где он заканчивал работу над романом "Архипелаг ГУЛАГ". После того как в 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии, Вишневскую и ее мужа стали подвергать последовательной обструкции, которая вынудила их уехать за границу, где пришлось все начинать с нуля. Вернулись они только через 26 лет... Несмотря на любовь и признание за границей, Вишневская не переставала считать Россию своей родиной и вернулась домой охотно, как только представилась такая возможность. После возвращения она сыграла несколько ролей в театре и кино, в том числе главную роль в снятом специально для нее фильме Сокурова "Александра", а в 2002 году в Москве открылся Центр оперного пения Г.Вишневской, который стал делом ее жизни после ухода со сцены. В середине декабря центр должен отпраздновать десятилетний юбилей, приготовления к которому так неожиданно омрачила смерть его основательницы...", - очень точный
текст А.Каданера о Галине Вишневской, выдержки из которого приведены выше.
P.S. ...
Оперная дива ушла тихо, во сне, успев отпраздновать около месяца назад 86-й день рождения, на пять лет пережив своего мужа, другого музыкального гения, Мстислава Ростроповича. Мартиролог 2012 года все пополняется, а имена-то сплошь "звездные", настоящие: не стало актеров - М.Голуб, И.Кваши, А.Пороховщикова и И.Олейникова, скончался певец Э.Хиль; умерли писатели-фантасты Р.Бредбери и Б.Стругацкий; режиссер-мультипликатор Ф.Хитрук; писатель В.Белов... Российская и мировая культура понесли тяжелую утрату, а ee... пинают ногами, втаптывая в грязь и болото: в т.ч. министр образования и науки Д.Ливанов, объявивший войну гуманитарным и педагогическим, творческим ВУЗам; председатель Конституционного суда В.Зорькин с воинственным опусом вероотступникам от традиционализма:
"В хаосе нет морали"; узурпатор-диктатор В.Путин и пресмыкающиеся ему "доверенные лица"; БИНХИ-"молодые волки" из путинюгенд: б.замглавы Комитета по образованию ГосДумы В.Бурматов, обвиненный в фальсификции диссертации на соискание ученой степени; а также член Общественной палаты, один из б.руководителей проремлевских молодежных организаций М.Мищенко, - в "правильной расстановке приоритетов в вопросах финансирования медицины". Цитирую. "Есть десять человек, которым можно помочь, они лежат и ждут скорую помощь. А есть один человек, больной раком. И мы расходуем деньги на продление его жизни, при этом обделяя людей, которых можно быстро вернуть в строй. В этом парадокс ситуации: гуманизм является мнимым" (
подробнее...). "Это очень в стиле молодых прокремлевских лидеров - рассуждать о том, чего не знаешь. Главное - чтобы громко. Чтобы тебя услышали. Иначе ведь никак нельзя напомнить миру о своем существовании". Эти "успешные" быдло-лидеры - и есть будущее России, ее патриотическая путинская элита?! Управленческое кредо, которое ведет в светлое завтра без негативизма?!А еще за это время мы узнали, что "следаки-козлы", действительно - козлы, раз проводят обыски в 7 часов утра у журналиста-хроникера; прессуют тех, кто просто выходит на акции протеста; что СКР все больше выполняет функции гитлеровского Гестапо; что полит- и просто заключенных держат на зонах за рабов - в рабов в мегаполисах превратили гастарбайтеров; что по-тихому козлы-следаки развалили дело о "прокурорах по подмосковным казино", выпустив всех; что министр обороны Сердюков - почти "святой", ничего о коррупции не знал. Тошно и противно не замечать и не сопротивляться всему этому, НЕПОРЯДОЧНО как-то.
N.B. ...
... а еще, как любят цитировать многие журналисты и не только, Г.Вишневская как-то оборонила, что "Счастье - это отсутствие несчастья". За жестким, волевым, харизматичным характером, силой и волей стояла Русская Женщина, своего рода Богатырь, Поленица из былин, которая сумела выйти за пределы одного только "чистого искусства", став примером и идеалом для многих, не привыкших нарочито никуда не лезть, не ломать шапку перед начальством, царем, генсекретарем, президентом за цацки, награды. Яростная энергия жизни, умение прогибать под себя мир больше, чем прогибаться самой заслуживает едва ли меньше уважения, чем все ее творчество. И все же Ее Жесткость не равна Беспределу Той Жестокости, в которую погрузилась и стремительно погружается моя Родина, слившись в омерзительном поцелуе с Государством, потакая "волкам-приспособленцам и отличницам-притворщицам", не замечающим ее социальной, политической, экономической, культурной, нравственной деградации. Спасет только Ярость, Любовь и Воля, а не "ваньки жуковы", пишущие "на деревню дедушке" открытки-письма-поздравления режиму в Юрьев День, идущие на Марш Свободы аки на прогулку. Спасут только решительные и смелые, какой по характеру была Г.Вишневская, которых не бывает много . Не "лоялисты" - "страстотерпцы", не офисный планктон, не хипстеры и "молодые волки", возомнившие, что смогут либо удачно скооперироваться с ним, либо "перегрызть старперов"; и/или непротивлением сломить становой хребет злу. А решительные, идейные и убежденные лидеры и их реальные, а не виртуальные сторонники и последователи. Харизматичные, яростные, смелые. Без каши в голове.