RIP. УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ БОРИС СТРУГАЦКИЙ. Будущее мира? Жить станет холоднее, голоднее, несвободнее...

Nov 20, 2012 01:11

"Мы с братом писали 40 лет назад: "Привычка терпеть и приспосабливаться превращает людей в бессловесных скотов". Так было - так будет. Это в России - наследственное. Все довольны. Мы умеем изменяться только в силу жестокой необходимости".

"Россия сейчас напоминает Веймарскую Германию конца 1920-х годов. Мы с Алексеем Германом занялись "Трудно быть богом" еще в середине 1960-х - начальство снять фильм не позволило. В 1990-х Герман снова о нем заговорил. Я тогда был уверен, что тема противостояния в России интеллигенции и власти уже не актуальна. Герман смотрел дальше меня и, похоже, оказался прав. Остается только надеяться, что всякая трагедия истории повторяется в виде фарса. Только фарс - это не обязательно смешно. Это еще и дико".
(Борис Натанович Стругацкий, -
... скончался накануне, на 80-м году жизни. Умер классик литературы, а не просто советский, российский фантаст, который вместе с с братом Аркадием поднял этот жанр научной фантастики до высокого искусства, - на проблемы с сердцем наложилась пневмония. Остались в памяти его книги и мысли, гражданской позиция...



Самые известные произведения братьев - "Пикник на обочине", "Обитаемый остров", "Трудно быть богом", "Жук в муравейнике", "Град обреченный"... После смерти брата (в 1991 году) Борис Стругацкий издал две книги, написанные им в одиночку, под псевдонимом С. Витицкий. Это "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики" (1994-1995) и "Бессильные мира сего" (2003). Всего за три с небольшим десятилетия совместной творческой деятельности братья написали около 30 повестей и романов, несколько рассказов и киносценариев, пьеса; являлся учредителем премии "Бронзовая улитка". С 2002 года возглавлял журнал "Полдень. XXI век". Борис Стругацкий не оставался в стороне от социальных, животрепещущих тем. Он был устроен, успешен, - как сказали бы теперь, НО не оставался в стороне от социальных катаклизмов, философии развития страны, идеологии правящего класса, с которой был несогласен... Борис Стругацкий, низкий ему поклон, занимал АКТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ ПОЗИЦИЮ! И это не менее важно, чем его творческое наследие. Он был участником общественных кампаний. Из последних заметных событий - Борис Стругацкий поддерживал фигурантов "болотного дела", а также участниц Pussy Riot..

via varfolomeev : С нами останутся не только книги, но и память о его поступках. Борис Натанович до последнего времени, несмотря на плохое самочувствие, старался помогать тем, кто нуждался в поддержке.

00 - протест против возвращения "сталинского" гимна
01 - письмо в защиту НТВ
03 - письмо в защиту Куршской косы от "Лукойла"
04 - прошение о помиловании учёного И.Сутягина
05 - письмо протеста против приговора М.Ходорковскому
06 - письмо губернатору В.Матвиенко против антигрузинской кампании
07 - призыв голосовать за СПС
08 - призыв к созданию Мемориала памяти жертв политических репрессий
08 - письмо Д.Медведеву с призывом освободить юриста С.Бахмину
09 - письмо Ю.Лужкову "против публичной реабилитации сталинизма"
10 - протест против решения правительства СПб об увековечивании памяти Г.Романова
10 - обращение против "духовной цензуры" и в защиту А.Ерофеева и Ю.Самодурова
11 - поддержка выдвижения списка кандидатов "Яблока" на выборах в Петербурге
12 - обращение c призывом освободить участниц группы Pussy Riot12 - требование освободить арестованных по "Болотному делу 6 мая"
P.S. ...

Из "Правил жизни Бориса Стругацкого" (Журнал Esquire):

"XX век для меня - век ослепительных обещаний и кровавых разочарований. Ни панацеи от всех болезней не открыли, ни даже средства от кариеса, не говоря уж о раке. Бедность - не победили. Утопии - не построили. Полет на Марс Королев относил на 1990-е годы - не получилось. Разумной или даже самой примитивной жизни во Вселенной, видимо, нет. На носу - исчерпание запасов углеводородов, тотальный энергетический кризис, возвращение в начало прошлого века. Перефразируя Ильфа: мобильники есть, а счастья нет".

"Мужчина в сорок лет понимает, что жизнь сделана. Или не сделана.
В шестьдесят он понимает, что жизнь кончена - остались пустяки".

"Женщины не любят рассуждать. Но если начинают, то становятся крайне категоричны".

"Умный, если действительно умен, не знает, что он умный".

"У культурных людей гораздо больше оснований напиваться, чем у некультурных. Человек пьет потому, что его желания не соответствуют его возможностям. Он никак не привыкнет к мысли, что жить должно трудно. А хочется - чтоб было просто и легко".

"Мы живем в цивилизации статуса: если ты занимаешь такое-то социальное положение - ты должен жить в таком-то районе, носить такую-то одежду, ходить в такие-то рестораны. Цивилизация статуса существовала всегда. Подростки моего времени щеголяли в немыслимых клешах, злоупотребляли блатным жаргоном - что тоже говорило об их статусе".

"Надо смотреть на все с холодным вниманием. Страна, только-только вынырнувшая из трясины тоталитаризма, снова - и с удовольствием! - погружается в ту же трясину. Что может быть абсурднее, казалось бы? А на самом деле - естественный и закономерный процесс, движение вдоль равнодействующей миллионов воль".

"Будущее мира?

Жить станет холоднее, голоднее, несвободнее".

Вечная память Борису Натановичу Стругацкому! Мы жили при великом классике, и не только литературы (великой советской научно-социальной фантастики), но и жизни. Человеке - мыслителе; смелом, - чтоб не плестись в хвосте; решительном, - чтоб не потакать толпе; неравнодушном, - чтобы не отсиживаться в окопе; несогласном, - чтобы не быть в фаворитах у власти. 
N.B. ...

"Трудно быть богом", - любимое, под катом... У каждого или каждой, наверное (из числа мыслящих, думающих, анализирующих, чувствующих, неравнодушных людей) были свои "тетрадки" (блокнотики, записные книжки, дневники и т.д.), куда записывались "умные мысли". Среди моих любимых - цитаты из "Трудно быть богом"...


"Самым страшным были эти вечера, тошные, одинокие, беспросветные. Мы думали, что это будет вечный бой, яростный и победоносный. Мы считали, что всегда будем сохранять ясные представления о добре и зле, о враге и друге. И мы думали в общем правильно, только многого не учли. Например, этих вечеров не представляли себе, хотя точно знали, что они будут…"

"Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди и таков наш мир..."

"Психологически почти все они были рабами - рабами веры, рабами себе подобных, рабами страстишек, рабами корыстолюбия. И если волею судеб кто-нибудь рождался или становился господином, он не знал, что делать со своей свободой. Он снова торопился стать рабом - рабом богатства, рабом противоестественных излишеств, рабом распутных друзей, рабом своих рабов..."

"В нашем деле не может быть друзей наполовину. Друг наполовину - это всегда наполовину враг..."

"Хладнокровное зверство тех, кто режет, и хладнокровная покорность тех, кого режут.
Хладнокровие, вот что самое страшное..."

"Никакое государство не может развиваться без науки - его уничтожат соседи. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность и в конце концов опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей. Можно сколько угодно преследовать книгочеев, запрещать науки, уничтожать искусства, но рано или поздно приходится спохватываться и со скрежетом зубовым, но открывать дорогу всему, что так ненавистно властолюбивым тупицам и невеждам. И как бы ни презирали знание эти серые люди, стоящие у власти, они ничего не могут сделать против исторической объективности, они могут только притормозить, но не остановить..."

СССР, борьба, власть, литература, интеллигенция, цитаты, дежа вю, Россия, судьба писателя, будущее, свобода, фантастика, история, легенды, память, книги, жизнь, несогласные, народ, квинтэссенция, мужчины

Previous post Next post
Up