... ну, конечно, Хоботов, - и заслуженный, и народный. Первое, что вспоминается в связи с актером театра и кино А.Равиковичем, ушедшим из жизни после тяжелой болезни, от онкологического заболевания. А "Негероический герой" и "Продолжения больше не будет", - книги, написанные им самим, подметившим "героику амплуа" своего образа на сцене и на экране. Как разительно они отличались от жизни, и как ей соответствовали, порой.
Амплуа бывают разные: трагиков и комиков героев-любовников и простаков. У А.Равиковича было амплуа "негероического" героя. Он сумел создать образ нелепого маленького человека, попадающего в неловкие ситуации и вызывающего смех окружающих, но в определенные моменты жизни решительно отстаивающего свое человеческое достоинство и право на мечту. Судьба маленького человека, нашедшего свое большое счастье в жизни. Это так редко бывает, и этому стоит поучиться, в особенности тем, кто жизнь мерит по меркам обывателя, пофигиста и циника, в поисках "ровни" себе во всем.
Не стремясь развенчать все мифы об А.Равиковиче, стоит присмотреться к его биографии, чтобы понять: не только случай, фатум и предопределение играют роль в жизни. И "чистое искусство" стереотипного восприятия артиста и человека бывает обманчивым. Так, кино А.Равикович недолюбливал, считая его искусством "режиссёрским". В последние годы выступал в антрепризе в Москве - играл в спектаклях театра имени А.П.Чехова "Поза эмигранта", "Ужин с дураком" и "Цены". В Театре Хазанова в спектакле "Ночь в Венеции". Ведь до начала 1980-х годов он снимался в ролях второго плана, но уже первая крупная роль, Льва Хоботова (когда ему было, между прочим, 45-46 лет), в комедии М.Козакова "Покровские ворота" (1982), его "обессмертила".
Лениградец, родился в 1936 году. Как вспоминает сам А.Равикович: "семья жила в тяжелые времена. Застали Гражданскую войну, период НЭПа, Великую Отечественную войну: голод, страх, ленинградскую блокаду, эвакуацию... Родители, к сожалению, ничего в жизни не видели, кроме погони за куском хлеба, чтобы достойно вырастить троих детей". Есть у Анатолия Равиковича чувство вины перед своими родителями: он был не очень внимательным сыном, и понял это уже поздно. Артистом стал, по его уверению, совершенно к этому поприщу не стремясь, пошел из выгоды. В театральные стены его привело стремление заслужить какой-то авторитет у компании дворовых пацанов, которые были старше и всех "гоняли". Вся компания ходила смотреть кино. Потом усаживалась во дворе, и вот тут-то А.Равикович всю эту "Волгу-Волгу", с титров начинал играть. Особенно удавались женские роли Л.Орловой, да и И.Ильинский неплохо получался. За это парню давали покурить. С этого все и началось... Отучившись в Ленинградском государственном институте театра музыки и кино, работал в драматическом театре в Комсомольска-на-Амуре, в Сталинградском театре имени М.Горького. И только потом стал актером Ленинградского театра имени Ленсовета, где проработал почти четверть века. Его партнерами были И.Владимиров, М.Боярский, А.Фрейндлих. На театральной сцене им были сыграны роли Карлсона, Мармеладова, Санчо Пансы, Фирса, Журдена, Аметистова.
В стенах "Ленсовета" Анатолий Равикович нашел свое семейное счастье - актрису Ирину Мазуркевич (помните, ее Настеньку Бубенцову из картины Э.Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово"). Она была на 21 год младше, а свел их спектакль "Малыш и Карлсон". Ирина играла Малыша, а Анатолий - Карлсона. Актриса вспоминает: "Равик, как он сам мне рассказал, обратил на меня внимание. Он даже запомнил, что на мне была зеленая кофта в обтяжку с белой полоской и пуговкой на груди. Эту кофту мне подарил Высоцкий. А мне Равик давно нравился, чувствовалось, что на сцене - настоящий мужик! И этим все сказано. Однажды в коридоре я случайно столкнулась с ним... и увидела живые и озорные глаза абсолютно молодого человека. Наши взгляды встретились, проскочила искра, и начался роман. Конечно, я и в мыслях не держала, что нас ждет впереди". Ирина к тому времени уже была замужем. Не был свободен и Равикович - у него были жена и обожаемая дочь. Но случилось, то, что Ирина и Анатолий нашли друг в друге настоящую любовь. "Мы говорили часами, пока катались на трамвае, взахлеб: и про жизнь, и про работу, и про книги. Выяснилось, что мы одинаково сдержанно относимся к кино, оба считаем, что театр несравненно лучше. Это был как раз тот случай, когда дружеские отношения постепенно перерастают во что-то большее. Свадьбу они сыграли, когда ему было 44, а ей 22. "В ЗАГСе все обошлось без напускной помпезности: быстренько расписались и поехали на квартиру к Алисе Фрейндлих праздновать свадьбу. Нам тогда некуда было приглашать гостей".
Роль Хоботова открыла для А.Равиковича ворота в большой кинематограф, но и сделала его заложником образа, предлагая разные варианты Хоботова. Как с юмором признался в одном из интервью сам актер: "Хоботов француз, Хоботов белорус, Хоботов стоматолог, Хоботов гинеколог, Хоботов мафиози и так далее". Пожалуй, только две роли в кино после успеха Хоботова выбивались из общего списка. Это знаменитый сыщик Эркюль Пуаро в фильме В.Дербенева "Загадка Эндхауза" (аналог сериала с Д.Суше из-за внешнего сходства Равиковича), но наш актер не поддался на попытки режиссера сделать его героя солидным и медлительным. Равикович представлял Пуаро другим: легким, подвижным, эксцентричным человеком, совершенно не похожим на сыщика, скорее производящим впечатление полусумасшедшего старичка. Совершенно другой, но столь же интересный образ кардинала Мазарини, плетущего политические интирги, был создан в фильмах Юнгвальд-Хилькевича "Мушкетеры 20 лет спустя", "Тайна королевы Анны или мушкетеры тридцать лет спустя" и "Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетеров" (продолжении "Д’Артаньяна и трех мушкетеров"). "Сериальная эпопея" Анатолия Равиковича также началась с эпизода, но зпомнившегося и комического. В знаменитых "Ментах" - "Улицах разбитых фонарей" - в роли "сексота Цыплакова". Затем был забавный аптекарь в пошловательно-простеньком сериале "Вовочка". Из киноролей в последние годы стоит упомянуть роль Расплюева в фильме "Джокер" М.Козакова по пьесе Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского" и Тартарена в "Тартарене из Тараскона" Д.Астрахана (когда-то А,Равикович играл эту роль в спектакле в Театре комедии). Летом прошлого года А.Равикович снялся в своей, как оказалось, последней роли - в сиквеле приключенческого фильма Ю.Гусмана "Не бойся, я с тобой! 1920". Фильм еще не вышел на экраны...
P.S. ...
Даже когда А.Равиковичу стукнуло уже 75 лет, несмотря на болезнь, он практически до конца оставался оптимистом. И запомнится многим именно таким, - не неуклюжим интеллигентом и вечным неудачником, а оптимистичным, задорным, порой грустным и раздражительным, но не боящимся рамок, выходившим за них. Лихо водил машину, курил, мог выпить водочки и "ни в одном глазу". Был хорошим рассказчиком баек и анекдотов "с перчиком"; заразительно смеялся, строил рожицы, разыгрывал. Он любил поваляться на диване с книжкой, просто так посидеть. Ему не нужны были какие-то суперденьги. Любил устраивать праздники. Мог спонтанно, вместе с супругой отправиться на обычный рынок, купить подарок - просто так, себе и ей сделать праздник, их праздник. Посмотрите на
"Портрет Алексея Щусева" кисти М. Нестерова 1941г. и Вы, несомненно, увидите в нем... будущего Анатолия Равиковича... "Переселение душ"?!
N.B. ...
"Для меня нет разницы между комедийной ролью и драматической. Для меня важно, что это за роль, о чем она. Мне важно, чтобы там был человек, о судьбе которого мне интересно рассказать... Я руководствуюсь одним принципом: интересен мне этот человек или не интересен. Мне интересна храбрость нехраброго человека, то, как обычный человек, борясь со своей робостью, нерешительностью, совершает поступок, превозмогая себя.... И моя задача - убедить зрителя в том, что мы, обычные люди, способны на поступок, у нас должно найтись мужество на то, чтобы отстаивать в жизни свои принципы. Вот такие вещи меня очень занимают" (А.Равикович)
Использованы материалы, интервью: (
http://kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/3544/bio) ; (
http://www.rusactors.ru/r/ravikovich/index.shtml) ; (
http://spb.mk.ru/article/2011/12/28/657761-pleval-ya-na-kino.html) ; (
http://www.vothouse.ru/films/20100802/pokrovskiye_vorota_text.html) ...
Совсем недавно, казалось бы, отмечали 75-летие А.Равиковича. Не забывайте о таких артистах, и...обязательно верьте, что при огромном желании можно попытаться, если не обмануть, то переломить, обуздать судьбу, и тогда она ответит Вам взаимностью. Не ищите легких путей, которые как и благие намерения ведут сами знаете куда...