"Бесстрастно" - О "СТРАСТЯХ"! Многосерийный фильм "Герой нашего времени" вышел сначала на DVD и кассетах, а уже потом прошел по ТВ. Почему многосерийный фильм "Печорин" не стал кинособытием?!
Также как и премьера фильма "Глянец" Кончаловского на Кинотавре. Потому что получился "гламурный глянец". Или "Глянцевый гламур".
А ВЫ СМОТРЕЛИ?!
Мне интересно ваше мнение!
"Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться:
многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря.
Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы: полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается свой собственной жизнью, - лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка.
Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие божие." (М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени")
"Пускай толпа клеймит презреньем
Наш неразгаданный союз".
(М.Ю.Лермонтов)
"Крепким орешком" оказался "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова для "Первого канала", и к сожалению, - не по зубам, неразгаданным, но "разбитым", разорванным на части.
Как обезжиренный кефир, как безалкогольное пиво, как легкокалорийный торт. Получился сладкий, приторный как патока мусс. И не вина актеров, что сериал не получился. Это беда режиссера и творческой группы, хотели как лучше, а получилось ...даже хуже, чем всегда. Главная претензия к сериалу - НЕТ НИ ИДЕЙ, НИ РАЗВИТИЯ, НИ ОБРАЗОВ.
Да, разница в восприятии. Да, у каждого свой "Герой нашего времени". Мне гораздо ближе блистательная телепостановка А.Эфроса "По страницам Журнала Печорина с О.Далем и А.Мироновым и фильм С.Ростоцкого с В.Ивашовым и С.Светличной в роли контабандистки.
Да, кому-то не нравится ни сам Лермонтов, ни его Печорин. Но, по моему мнению, сериал не только откровенно слабоват, но и переполнен "гламура" и "Глянца" (уместная аналогия с открывавшим "Кинотавр" одноименным фильмом Кончаловского). И все же...
Хотели снять то ли экшн с налетом мелодраматизма, то ли love-story о красавце коварном соблазнителе, мерзавце в духе "женского романа". Героя Печорина-Петренко явно "лепили" для части дамской аудитории, влюбленной до безумия в очаровательных мерзавцев типа Паратова-Михалкова из "Жестокого романса" ("Бесприданницы") или Миронова-Министра-Администратора из "Обыкновенного чуда").
А получился, да простят мнея, любители актера Петренко,
Петренко-Мелихов... из экранизации "Тихого Дона", недавно прошедшего на том же "Первом канале". И внешний типаж, и отчасти, игра актера лишь эпизодами приковывала внимание.
Что до остальных
(режиссерская работа,
игра актеров, воплощение
на экране, et cetera)?!
*****************************
Неровность подбора актеров и невыписанность ролей. Выделялась, например, странным "прибалтийским акцентом", мешавшим воспринимать игру, Княжна Мери (Евгения Лоза) только вот ни "гордого нрава", ни "породы", ни "страсти" не была видно (одна наигранность); или Азамат с его "деньги дай", сыгранным так, как если бы хотели снять пародию - как кричат на московских рынках люди известных национальностей.
Из тех, кто оставил очень приятное впечатление, выделяется завораживающая, фарфоровая, словно греческая, ожившая статУя Вера (Эльвира Болгова) . Их "сцены" с Петренко - очень удачное попадание.
Трагично другое - талантливые актеры: Колокольников (Грушницкий), И.Алферова (графиня) и С.Никоненко (Максим Максимыч), достаточно точно подходящие по типажу своих героев, не смогли... сыграть так, как хотелось бы. Пытались, но не смогли.
Это ошибка режиссера, не сумевшего обяснить ни себе, ни им, что он снимает. Свой творческий замысел. Это ошибка сценария "на скорую руку", неразрешившего композиционную загадку романа. Но как же мало и как же непрофессионально сверстаны диалоги в картине, переход от одной истории у другой. Прекрасные цитаты Лермонтова, порой, "убиваются" "монтажными ножницами".
Сериал разбивается на отдельные более-менее удачные сценки и мизансцены, обрывки реплик и фраз: "дуэль", "письмо Княжны Мери" и т.д. Постановка и героини трех важнейших новелл "Княжна Мери", "Тамань" и "Бэла" - НИКАКИЕ. Бэла, к сожалению, одна из неудач сериала. История "Максим Максимыча" выброшена из сериала.
Нет жизни, нет мотивации (отчего, почему совершаются те или иные поступки), нет типичности личности ("потрета, составленого из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии", - как писал Лермонтов). И это обедняет сериал, делает его "игрушечным", стилизованным, ненастоящим. Как поделка отличается от оригинала, причем не самая дорогая.
Нет ЖЖ (Живой Жизни), а ведь эта жизнь (СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА ПЕЧОРИНА) может протекать сегодня и течет, бурно, как "речка" в виртуальных дневниках, и в блогах, у современных блоггеров в ЖЖ ("Живом Журнале"). Вот бы ее описать!!!
Экранизация "Героя нашего времени" назрела. Слишком много пересечений с сегодняшним временем. И мистическая, и личностная, и историческая, и социально-политическая составляющая. Только снимать должен талантливый режиссер, любящий кино и неравнодушный к Лермонтову.
"- Вы скажите, что нравственность от этого не выиграет? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины.
Ему <автору> просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастию, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает".
(Лермонтов "Герой нашего времени")
***********************************
Для гурманов
*интервью с Петренко,
исполнителем главной роли* *история экранизаций,
портреты исполнителей* *композиционное
решение романа* *Rendez-vous
Григория Печорина* *Герой нашего времени* в русской критике* *****************************
Наконец, главное, в сериале, претендующем на лавры многосерийного фильма (малый сериал) нет осмысления романа Лермонтова, есть, к сожалению, сериальная поверхностность, имитационность романа, поплывшая в "мыльную оперу", нет той самой "злой иронии", направленной не на Печорина самого по себе, а на читателей и зрителей,
на всю современность, "тогдашнюю" и "теперешнюю".