... будь моя воля, "Оскар" за лучший фильм получила бы картина Д.Кроненберга, и не один. Великолепная режиссура, мастерская игра актеров и операторская работа, красивые декорации и костюмы. Этот фильм из тех, которые хочется пересматривать. Он захватывает и увлекает на всем протяжении развития действия.
... историческая байопик-драма (в отличие от саркастически-трагикомедийной "Железной леди"), - об отцах-основателях психоанализа - Фрейде и Юнге, их непростых отношениях между собой, и с красивой пациенткой, русской еврейкой, страдающей фрустрацией, садомазохизмом. По пьесе К.Хэмптона "Разговорная терапия".
Возможно, лучший фильм Киры Найтли, попадающей в водоворот сложных отношений любовно-психопатологического треугольника, ужасно-прекрасной как в роли пациентки клиники доктора Юнга (Майкл Фассбендер), так и постигающей науку психоанализа у Зигмунда Фрейда (Виго Мортенсен), открывающей новую тему в психоанализе "Деструкция как причина становления". И Отто Гросс (Венсаль Кассель), - отчасти, резонер, сексуально озабоченный пациент-дебошир, отшельник, раздвигающий границы дозволенного.
Нарочитый диалогизм картины, построенной как "игры разума", в которых эмоции, страсти, характеры раскрываются постепенно. Через восприятие жизни-смерти, теорий-практики, очарования-разочарования, страстей-фобий, соблазнов-пороков, увернности и... заблуждений. Сюжетные линии раскручиваются по спирали, где мужчина и женщина, семьянин и любовница, муж и жена, мать и дочь, пацинет и врач, друг и коллега, et cetera - как психотипы проигрываемых желаний в плену у обстоятельств и фрустрации идеалов. Происходит смена ролей, психологические типы - меняются местами, сталкиваются лбами в различных жизненных ситуациях, возрастных и личностных кризисах, переживая глубокое и противоречивое влияние опасного метода. Опасного со всех точек зрения, - заставляя переосмыслить отношение к себе, жизни, любви, карьере, дружбе, профессиональному росту и рискам (медицинского, делового, сексуального, семейного и т.д. свойств).
Кира Найтли с безумными глазами, с заломанными руками, - с любовью к порке и прочим девиациям превращается в одну из самых талантливых учениц и последовательниц нового метода. Не только лечения, но и объяснения природы человеческих взаимоотношений. В противостоянии характеров харизматиков "старого" и "нового типа" - Юнга и Фрейда, ученика и учителя побеждает пытливый ум спора. Спасибо режиссеру, который не встает ни на чью сторону, предоставляя героям и фатуму вершить судьбы. Венсан Кассель - образчик больного, зачастую последовательнее доктора, лишен условностей, не задумывается о нравственности выбора, но раскрывает глаза, превращая врача в пациента. Настолько убедительными становятся его доводы, и никчемными - методы, подкрепленные опытом. Актриса Сара Гадон в роли супруги Юнга - связующее звено, "якорь эпохи", в постоянстве и неизменности жизненных принципов неизбежно уступающих будущим временам, методично рожающая Карлу детей.
Тема времени - одна из важнейших в картине. В промежутке между двумя мировыми войнами, на сломе эпох, меняющая мировоззренческие ориентиры людей. Тема нацизма, вернее потаенного национализма, еврейский вопрос, - вскользь, латентно, оттенком проступают через всю картину. И неизбежно выводится на экран в концовке, когда в титрах появляются скупые строчки о судьбе героев. Путешествие в Америку на корабле - как Одиссея в другие миры, из которых, по прибытии в старушку Европу, приходится пересмотреть многие принципы старого уклада жизни. Прекрасная Австрия, замечательный Дунай, - великолепные виды и интерьеры парка Шенбрунн, - все это производит неизгладимое впечатление, как и внимание к деталям, обстановке, костюмам, музыке.
Запретный плод - сладок, но и любовная драма выводится здесь за рамки простого "любовного треугольника", через проблемы и внутренний конфликт, дихотомию чувств и эмоций. Влечение как боль и как отрада, стремление и отчуждение - противостоит внешней гармонии и псевдо-позитивизму развитию мира, общества на сломе, в ломке норм этики и морали, терпимости и свободы, переживающих кризис. Битва характеров и репутаций в профессиональной среде сталкивается с личностным ростом, противостоянием и сублимацией потаенных желаний в постоянном противоречии, отсутствии целостности в картине мира и места человека в нем. Мистицизм и сексуальность, научный эксперимент и одержимость, циничный рационализм первооткрывателей и романтизм уходящей натуры. Сила в слабости и слабость в силе, которой перебаливают и Сабина Шпильрейн, и Карл Юнг, и Зигмунд Фрейд. Разумеется, байопик - не док.драма, спрямляет некоторые линии, но оттеняет мотив, который чем ближе к концовке, тем звучит более ярко и яростно. И открытый финал, оставляющий возможность судить, что из привнесенно-перенесенного на экран - было в реалиях, а что утопия, если прочесть сухие строчки о дальнейшей судьбе персонажей.
Фильм нисколько не перегружен психоанализом и психологизмом; не спекулирует на этой теме, НО... очень органично, с изяществом, определенной долей юмора и иронии вводит зрителя в этот мир, приближая к главному герою этой картины - тому самому "ОПАСНОМУ МЕТОДУ, благодаря и вопреки которому, развивается главная интрига - чему подчиняются взаимоотношения людей, - какому алгоритму, какому закону?! Когда, как и почему девиация подменяет норму, - стоит ли этого опасаться и к каким последствиям все это приведет.