"ОГНИ ПРИТОНА". "Жалко людей, особенно всех". Кино - Социодрама, в которую веришь...

Feb 11, 2012 04:55

Сразу оговорюсь, мне этот фильм мужской четы Гордонов очень понравился, за исключением некоторых шероховатостей и мелких деталей, которые не испортили восприятие картины в целом.

Это очень душевное кино, начинающееся как обманка - лукавым заигрыванием со зрителем, с названия, и, заканчивающееся неизбежным финалом. Это - кино-впечатление, предчувствие, предсказание, "намалеванное" мелкими мазками а ля импрессионисты. Это - мозаика, формирующая картину; кино-социодраму (психологи и не только поймут). Социодрама, в которую веришь... как в хорошую игру и правдивую сказку...

Это кино про Одессу с ее колоритом (но не только), про "жизнь и самые не-обыкновенные похождения главной героини - владелицы притона, в советские годы". Начинающееся как авантюра, салонная красивая мелодрама про одесскую жизнь, чем дальше, тем больше приобретает целомудренный, и даже, отчасти, философский характер, с символами, намеками, проговорами. Действие с середины картины практически останавливается, замирает, становится статичным. Оно стремительно замедляется, с самого начала. То, за что в т.ч. упрекали режиссера А.Гордона и сценариста Г.Гордона (хотя это не в полной мере экранизация одноименной повести), может рассматриваться и как минус, и как плюс. Да, нет постоянного мельтешения кадров, через чур много затянутых крупных планов и экспозиций. Нет экшена в классическом смысле слова, нет внезапных поворотов сюжета, как в американском кино - 13 или 15, - как насчитали "заумные критики" и т.д. Но именно этим фильм и ценен. В советском и российском кино, даже сериалах было масса картин, где показывалась судьба проститутки или хозяек борделей и т.д.

Это кино - о другом. Это, по настоящему, русская отечественная социодрама, отчасти психодрама, в которую веришь. Не которой веришь, а в которую веришь! В психологии есть такой прием групповой психотерапии. Психологической предпосылкой социодрамы является потребность детей в игре, свободном общении, а в старших классах школы, например, в формировании мировоззренческих убеждений. Я смотрел кино не как психолог, не как кинематографист, а как зритель, но профессиональное восприятие отложило след. Маленькое отступление, чтобы был понятен ход дальнейших рассуждений! "Социодрама - это такая сюжетно-ролевая игра, развивающаяся как событие, предопределенное социальной позицией главных персонажей игры. Субъект игры - носитель идеи; согласно возложенной на него роли он ведет себя в предложенной ситуации. "Совершающееся действие" ("драма") разворачивается так или иначе в силу определенной избранной позиции.

Именно правомерность позиции выступает предметом анализа и оценки всех участников и зрителей игры. Финалом является выбор всеми участниками игры одной из позиций. Рефери подведет итог, оценивая меру искренности, раскованности и глубину анализа правомерности позиций. Примеры игровых фабул. В лесу споткнулся и поранил ногу человек; мимо него проходит тот, кто считает, что помощь людям только их расслабляет, и тот, кто безусловно избирает всякую помощь человеку. Взят велосипед и разбит в результате неосторожного обращения. Хозяин велосипеда приходит за ним. В одном случае владелец исповедует идею наказания за всякий проступок, в другом - великодушного прощения.За пять минут до прихода гостей хозяйка роняет блюдо на кухне. Около дверей оказывается тот, кто строго соблюдает этикет, и тот, кто полагает, что в соблюдении этикета нет никакого смысла..." (Подробнее...)

Классическое развитие сюжета здесь не работает. То есть, безусловно присутствуют и завязка, и сюжет, и развитие действия, и конфликт, и даже развязка. Постойте, но в фильме же нет никакого ярко выраженного конфликта, да и развязка банальна?! Но это как посмотреть. В фильме нет трэша, грязи, чернушной псведо-документалистики, которую принято стало выдавать за некое достижение российского кинематографа. Я очень рад, что "Огни притона" А.Гордона - это как раз АНТИ -"Елена" (Звягинцева); это АНТИ - "Все умрут, а я останусь" и АНТИ- "сериала "Школа" (Валерии Гай Германики); это АНТИ - "Девственность" (В.Манского). Может быть, именно поэтому, Виталий Манский так ополчился на картину А.Гордона на обсуждении, грубо обозвав ее вместе с некоторыми другими критиками чуть ли дешевым "глянцевым лубком с лебедями", в котором нет "правды жизни", все слишком красиво и слащаво, а цельно смотрятся лишь эпизоды и фрагменты - от нескольких секунд до нескольких минут, целостности в картине не получается. Согласен только в одном, - целостности местами картине не достает, особенно, как верно было замечено, после второго приезда героини к матери. Однако с остальным категорически не согласен.



Хозяйка притона (блестящая роль Оксаны Фандеры) - женщина, пытающаяся убежать от себя и своей судьбы, что-то переменить в ней, найти ту самую опору, за которую можно удержаться в этой жизни. Любовь в "малом" (сыне прокурорыше) или "старом" (чудаковатом полусумасшедшем Адаме - Алексей Левинский), в "большом" - в материнской любви как долге перед матерью (Ада Роговцева), в себе самой. В отношениях с ее коллегами-девочками по "притону". Несмотря на своеобразную деятельность "мамы Любы" (Адам, предсказывающий будущее, вплоть до 2000-х годов, когда не будет Советской власти, а ее профессия станет обыденной, называя ее "манекенщицей) и ее двух девочек (актрисы - Катерина Шпица и Анна Слю в эпизодических ролях просто великолепны), - фильм абсолютно лишен эротических сцен, указывая на суть картины, а не на детали (кроме обнаженной груди одной из девочек показывающейся в первых кадрах при пробуждении).

Борьба с фатумом и предопределенностью вот так сложившейся судьбы. Без ожесточения и злобы. Однако, это не значит, что без ярости. В фильме есть эпизоды противостояния, - то молчаливо-беззвучные, то рыдания, то... через молчаливую боль, одними глазами необыкновенно сыгранные О.Фандерой, побольше бы таких ролей для нее. а не только в боевиках. Есть даже драка, в которой героиня бросает вызов увальню-переростку, для которого она проститутка и по внешности, и по духу. Не перессказывая сюжета, - советую посмотреть тем, кто не видел, остановлюсь на еще двух моментах. Линии некоторых персонажей обрываются, но даже не как человеческие связи и отношения в жизни, а как рвущиеся нити, связывающие героиню с этим миром, с жизнью, оставлющие ее глубоко одинокой. В том числе с ее подружками-работницами; с маленьким "королем лир" Адамом, с молоденьким скрипачом (Кристиан Жереги) - сыном когда-то знакомого ей прокурора (Богдан Ступка). Все уходят, все оставляют ее. Кого-то оставляет она. Не специально. Не цепляется. Не удерживается. Срывается. Отпускает и уходит. Порой, пытаясь судорожно удержать. Нечем. Переисполненность, переизбыточность любви спаивают ее вместе с алкоголем.

Красивый, романтический флер фальш-финала, когда на героиню "маму Любу" спадает занавеска, прикрывая лицо как полупрозачный саван. И только мальчик, маленький заводящий пластинку в начале картины, смотрящий на нею снизу вверх, - снова устремляет протяжно свои очи высоко, но уже в конце. К своей, уже недостижимой мечте. Аллюзии к "Малене", бесспорно, так показалось. "Не очевидный" конец фильма - в заморе рыбы, на которой сбегается вся деревня, когда героиня Фандеры пытается ее закопать, и хоронит, как "могильщики", засыпая на побережье. Именно он, а, скажем, не спасение мальчика, рыбачащего на с круге; не драка с молодцом, который тоже вырос на ее глазах, захотел овладеть ею, но не дала, является провозвестником конца. Помогла матери, пробила денег, обновила дом, нарисовала розочки, повидала Адама... Цепь неспешных поступков, и между ними - философические беседы на берегу моря, жеманно и красиво попивая из горла. Есть в фильме и легкая аллюзия, с претензией на религиозный смысл. Недаром, столько упоминается о рыбаках. В контексте ловцов душ. И тогда полусумасшедший Адам - Пророк ("то ли механик, то ли пророк"), а "мама Люба" - Мария Магдалина. Без Христа, Христос или Сатана - это тот самый ребенок, который родится, видит ее в окне, бессознательно ловит взор, и вырастает. Добрым или злым. Захочет взять силой или храбростью, вниманием. Вырастет, но в кого, и ради кого?! Как предсказание, через судьбу женщины, в т.ч. и для всей страны. Не так буквально, но и в этом контексте. Любовь против ненависти.

Исчерпанность рефлексии своей жизни заводит героиню в тупик, она возвращается в свой "проклятый рай", выгоняет из-за стола подружек, наливает стакан водки, ложится, умиротворенная в меланхолическом состоянии на кровать, погружаясь в забытье, небытие. Исподволь, ассоциативно вспоминается "Меланхолия" Триера. В "Огнях притона" действие, по мере развития, действительно, замедляется, чтобы замереть, заснуть, уйти. И... проснутся, когда "будет новый день и новая пища", почти библейский сюжет, а судьба героини - вольное переложение "Евангелия от Марии Магдалины", "Евангелия Любви". Иная проститутка кажется большей праведницей, чем вселенская блудница - чопорная, бесчувственная, бесчеловечная скромница, и/или циничная и жесткая современная женщина. Недаром, события перенесены в советскую эпоху, на/в Украину Одессу, где и климат мягче, и живут не столь стремительно, больше неторопливо, но найти натуру и героиню сегодня уже очень сложно, практически невозможно. Таким образом, из непритязательного сюжета, местами, особенно под конец, слегка затянутого, получилась сказка, сентиментальная притча, которых так не хватает. Слава Богу, это - не фестивальное, но авторское кино, которое напрочь разбивает в пух и прах жестокосердную и циничную, современную ужасную "Елену" Звягинцева, сделанную по всем канонам жанра, получившую множество призов, но оставившую после себя омерзительное, рвотное ощущение.

Еще раз, почему фильм "Огни притона" выстроен, как мне показалось, по законам психодрамы, социодрамы. Недаром, А.Гордон - не только телеведущий, но и преподает студентам актерское мастерство, ему ли не знать! Душевность и сентиментальность, - как заигранная пластинка, которая постепенно зависает. останавливается. Проигрывая разные ситуации, героиня засыпает как "спящая красавица", чтобы совершить отложенный выбор. Методически провести социодраму не трудно. Алгоритм ее организации состоит из последовательных простых шагов: 1) определить все альтернативные идеи, отражающие противоположные жизненные позиции ("идея" и "антиидея", "теза" и "антитеза"); 2) придумать простой сюжет (лучше - житейско-обыденного плана - это в картине есть); 3) через ход которого некий субъект ("жертва обстоятельств") испытывает на себе реальные последствия выбора той или иной "идеи" или "антиидеи" - тем или иным персонажем. В роли третейского судьи - зрители. Финал, фатум, фатализм. Обнадеживающая пьеса, где висит ружье, но так и не выстрелит. Не потому, что патроны холостые, а потому, что смысл не в "притоне", а в его "огнях". Ведь это "ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА"...

драма, кино, ненависть, женщины, Россия, Украина, психология, Одесса, любовь, мужчины

Previous post Next post
Up