"РЖЕВСКИЙ ПРОТИВ НАПОЛЕОНА". Комедия-кич, комедия-бич, взрывающая мозг как матрешка под хохлому!

Feb 03, 2012 05:15

"Но судьба свое возьмет,
По емщицки лихо свистнет,
Все по своему расчислит -
Не узнаешь наперед.
Грянет бешенная вьюга,
Захохочет серый мрак.
И спасти захочешь друга
Да не выдумаешь как..."

"Драгун побьет улана,
Гусар побьет драгуна,
Гусара гренадер штыком достанет, -
Хе-хе...
А мы заправим трубочки,
А мы направим пушечки:
А ну, ребята, пли!
Господь нас не оставит..."
(Юлий Ким, "19 октября", "Бомбардиры")

Казалось бы, какая связь между песнями под гитару - творениями мэтра, классика Черсаныча и... комедией-буфф, комедией-бич, комедией-кич - "Ржевский против Наполеона", в которой этих песен нет?! Самая прямая. В случае с песнями Юлия Кима - мозг отдыхает на слоге, на слове, на музыке. На протяжении 95 мин. (хронометраж фильма) режиссера Марюса Вайсберга - "мозг взрывается"! Фильм лучше смотреть, откупорив шампанского бутылку и/или под водочку, селедочку, картошечку, пирожки - et cetera. Но целевая аудитория фильма - не только прыщавые подростки и школота, подсевшая на "Дом-2". И вовсе не только изрядно принявшие на грудь; подуставшие от работы и/или митинговых страстей "рассерженные горожане"; поклонники анекдотов о поручике Ржевском; кино-шняг и хитов отечественного производства в 3D, типа: "Гитлер, капут!", "Самый лучший фильм" и т.д. Место эксцентрической советской комедии прочно заняла комедия-кич, а комедийную троицу: Вицин-Никулин-Моргунов безвозвратно сменили "новые русские бабки", вернее "трансвестирующие артисты": П.Деревянко (он же Ржевский, он же "переодетая графиня", он же Штирлиц в "Гитлер, капут!"); С.Ходченкова (она же "Мисс Москва-1810" Наташа с Ростова, она же Мымра в римейке "Служебного романа. Наше время"); В.Зеленский (он же Наполеон, он же Новосильцев). Тандем Ходченкова-Зеленский становится нашим комедийно-романтическим ВСЕ (кроме "Ржевского..." и римейка "Служебного романа", их успели засветить в "Любви в большом городе", и это не предел, будут новые совместные картины).

Первые полчаса картина претендует... на хоть какую-то осмысленность, видимость и стройность тупого условного комиксно-гротескного сюжета, издеваясь над здравым смыслом. Однако - это самая скучная часть фильма. "Пизанская башня" почти рушится от силы любви корсиканца, который вляпывается в полное дерьмо, только переступив границу России - Welcome to Russia! Начинается сладкая, едкая патока, ядовитая клюква и медный купорос в одном флаконе без начала и конца. Аттракцион невиданной щедрости (финансовой) впаривает "как наши опять играют французскую жизнь" к 200-летию Отечественной войны 1812 года. С эксплуатацией "эротизма" С.Ходченковой и "харизмы травести" П.Деревянко (со всех ракурсов и при всех одеваниях-раздеваниях) - достаточно целомудренно), а также эпизодами - с А.Семенович и с А.Чеховой. Поручик, ну где же Вы, "la femme fatal стонут"!












Собственно, начинается пародия на пародию; фильма на фильм, репризы - на репризу и т.д. Не всегда удачные, но считываемые. Разумеется, не обошлось и без высмеивания киноцитат известных фильмов и персонажей - "танец маленьких лебедей" с русской радисткой (А.Семенович в "Гитлер, капут!") и талиями "русских березок" в "Ржевском..." ("И, утратив скромность, одуревши в доску, как жену чужую, обнимал берёзку" - превед, С.Есенин!). Есть даже намек на голливудский хит "Чего хотят женщины?", с попыткой чтения мыслей Наполеона на расстоянии, примериванием женского гардероба, отмоканием Ржевского в маске в ванной, эпиляцией и депиляцией волос. "Наш Гретхен Ржевская" пленяет сердце Наполеона, но вплоть до женитьбы отказывается разделить с ним ложе. И этот лопух Бонапарт все терпит, бросаясь в бой даже без лошади! Убойная сладкая парочка Ходченкова-Зеленский, кочующая из картины в картину, на сей раз разлучена выпендривающимся поручиком Ржевским. Их поменяли телами, точнее костюмами, как на карнавале - "графиня Ржевская" и "французский адъютант Ростов", которые борются за любофф Наполеона, не подозревая о "двойной жизни" друг друга, как "Тайные агенты".

Обыгрывается также и сцена "полета на ядре", заимствованная у М.Захарова "Тот самый Мюнхгаузен" (на ядре, спасаясь от любимых женщин, летит поручик Ржевский). Чувствуется использование и скетчей Бенни Хилла про Казанову; и кам бэк в кулинарное прошлое - "не торт Наполеон" (любимое пирожное); и намек на "стилистику Захера Мазоха и Маркиза Де Сада" (то - Семенович с хлыстом; то винтажный латекс и лесбийский плен - в сцене спасения Ржевским, разоблаченной и захваченной Наташи, связанной на кровати а ля "бондаж шибари". Наконец, вышибает слезу умиления "дуэль" корнета-Наташи (Ходченкова) и поручика Ржевского (Деревянко), адресуя к первоисточнику "Гусарской балладе" (Голубкина - Яковлев). Дальше - по разнорядке: битье посуды; поцелуи на балконе и счастливый "хэппи-энд на троих" (Ржевский, Наполеон и Жозефина, пардон, Наташа). Разумеется, в Париже, на фоне Эйфелевой башни. Да, по задумке режиссера, наши взяли Париж сразу, уже в 1812 году, спустя "полчаса" после Бородина.

Незаслуженно обойдены вниманием исполнители эпизодических ролей - Ван Дамм "флиртует на шпагах" с Ржевским целых 1,5 минуты настолько убедительно, что роль Наполеона стоило бы доверить ему, а не "вечному буке" Зеленскому (много запросил?!). Немногим больше и Ксении Собчак в роли хозяйки борделя Ксю-Ксю, - попадание прямо-таки в яблочко. С полотен картин, от плуга и поля, от многочисленных селянок с детьми... отрывается и нисходит на главного героя почти как святой дух, материализуясь во плоти и крови - резонер-сластолюбец Лев Толстой ("гражданин поэт" Михаил Ефремов) - "совесть Ржевского", появляющийся вовремя и некстати, и... приводящий его в "дом Терпимости". Там из героя П.Деревянко делают настоящую женщину. Сцена отмокания в ванне под песню "Дельтаплан" В.Леонтьева - выше всяких похвал! Внимания заслуживает и "экскурсовод - риэлтор" Анфиса Чехова, демонстрирующая французам в занятой ими Москве достопримечательности недвижимости, "продающая" палаты Кремля вместе с меблировкой и своей "девичьей честью" ("сиськотряс" на королевском ложе смутил всю французскую делегацию), но все досталось Наполеону... за кадром!

Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет. Все в рамках жанра - китчевая комедия, как тортик с розочкой. Если воспринимать фильм менее претенциозно и болезненно, не сравнивая с комедийными кинохитами прошлого, особенно советского. Да, современный зритель не избалован хорошим комедийным кино, не считывает, порой, киноцитат, обыгрышей и розыгрышей. Поучилась пародия на пародию, расписанная местами как матрешка - под хохлому. Простенько, но со вкусом, который почти не изменяет. Разве что "почти" избушки на курьих ножках не хватает, зато и скатерть-самобранка, и ковер-самолет в фильме присутствуют. И даже "бракованная золотая рыбка" с шапкой не-невидимкой - чудесами нанотехнологий. Фильм "Ржевский против Наполеона" недаром собрал кассу в российских кинотеатрах и на какое-то время становился даже лидером сборов от проката. Его хорошо смотреть в теплой обстановке, вернувшись с мороза, с митинга, забив на все, пропустив по чарке-рюмашке-бокальчику (на худой конец, колы с попкорном), "отключив" разум, притупив чувства и эмоции. Главное, чтобы взорвался мозг! А "крыша встанет на место сама", обязательно. Вот такая она, непритязательная русская матрешка, комедия-кич, пародия на пародию, попытка снять наш "Голый пистолет", "Аэродром" и "Шестой элемент", со всеми вытекающими.

P.S. ...

"Уж мы, братцы, рвем подметки
Нонче и вчерась, нонче и вчерась!
После дела даст нам водки
Сам светлейший князь, сам светлейший князь.

Квартирьеры, квартирьеры, фейерверкера,
Интенданты, маркитанты, каптенармуса!
Подавай сюда фатеры, а коням - овса!
Нам - фатеры, коням - овса,
Нам - фатеры, коням - овса!

Без вина, как без закону,
Нешто проживешь, нешто проживешь?
Никакого бастиону
Трезвый не возьмешь, трезвый не возьмешь!..

Прусака бери в окопе
Только лишь штыком, только лишь штыком,
А француза бей по жопе -
Побежит бегом, побежит бегом!"
(Юлий Ким. "Ополценцы")

комедия, кино, цитаты, барды, пятниццо, Россия, отдых, песни

Previous post Next post
Up