Блистательный фильм-биография (байопик) о личной жизни, карьере и судьбе баронессы Маргарет Тэтчер, первой женщины - премьер-министра Великобритании, от дочери бакалейщика, над которой посмеивались, до - "зияющих высот" английского политического истеблишмента, и тихого домашнего угасания, усилиями, прежде всего, тандема: Филлиды Ллойд (режиссер) - Мэрил Стрип (исполнительница главной роли), удался на славу!
Советую посмотреть на большом экране (прокат в РФ - с февраля), м.б. пересмотрю сам. Пока же - свежие впечатления от увиденного. Не верьте злопыхателям, будто бы фильм только очерняет заслуги жесткой, бескомпромиссной "железной леди", предстающей престарелой, страдающей от возрастного слабоумия. Наоборот, фильм легок и ироничен, держит в напряжении, не утомляет и славен великолепной игрой Мэрил Стрип, в каждом движении, жесте, сумевшей передать натуру некогда почти всесильной леди.
Фильм абсолютно не перегружен политикой, избавлен от мелких нудных биографических деталей, но позволяет проследить основные вехи карьерного роста, мотивации и личностных ориентаций М.Тэтчер, взаимоотношений с коллегами по партии, военными, презрительным отношением к простолюдинам, с некоторыми реальными яркими цитатами, характеризующими стиль ее поведения, правления и характер. Однако все это сдобрено настолько легко и интуитивно понятной иронией, переходящей иногда в злой сарказм, но не переходящей грани дозволенного (пошлости или морализаторства) и сведения личных счетов. Безо всякого назидания: ни демонизируя, ни выстраивая пьедестал под "великой женщиной". Разоблачение идеалов и стереотипов полезно для Вашего здоровья, а также тем, кто ищет кумиров и вождей. Мне бы очень хотелось, чтобы в подобной стилистике в России сняли когда-нибудь фильм о Сталине, Горбачеве, Ельцине, Гайдаре...и/или... Матвиенко, Хакамаде, Слиске. Но не так много в России достойных внимания женщин, достигших определенных высот в политике, и, достойно покинувших ее.
Разочарую сразу сторонников ультралиберальных ценностей, идей рейганомики и тэтчеризма, радикальных поклонников Е.Гайдара, А.Чубайса, с некоторых пор даже М.Прохорова, с пеной у рта доказывающих их "величие и правоту". Им, вероятнее всего, английский фильм не понравится. Слишком уж прямо, не без доли юмора и злой иронии, легко, безапелляционно нагло и дерзко изобличает он политику радикальных либералов и консерваторов. В частности, Консервативной партии Великобритании, ее элит. Элитаризм, в целом. Почти издевательски мельком, но достаточно колоритно оттеняя поведение М.Тэтчер в кулуарах, на предвыборных съездах, дебатах в парламенте, заседаниях Кабинета министров и предвыборных штабах. "Ключевые решения", в т.ч. о развязывании войны с Аргентиной за Фолклендские (Мальвинские острова) или о жесткой реакции на протесты пролетарского плебса, профсоюзов и коммунистов, которых М.Тэтчер, действительно, ненавидела, жестоко расправлялась и подавляла. Но это лишь фон, абрис для раскрытия внутреннего мира, стержня главной героини картины.
Пусть так, но гиперболизируя некоторые моменты ее восхождения во власть, 11-летнего политического пребывания на посту премьер-министра Великобритании (с 1979 по 1990 г.г.), карьерного взлета и ниспровержения. Режиссер Ф.Ллойд демонстрирует биографию женщины, сознательно, бескомпромиссно и последовательно следующую своим максимам и идеалам, в конечном итоге, расплачивающейся за свою неистовость. Сцена потери мужа, вернее - прощания с мужем, как бы собирающей ему чемодан Маргарет, когда он уходит в небытие, решена феноменально просто и почти гениально. Реконструируя, моделируя диалоги, жестикуляцию, манеру говорить и двигаться М.Тэтчер (великолепно сыгранную М.Стрип), авторы картины достигают потрясающего эффекта. Перед нами предстает женщина, поставившая себе целью добиться многого, и сделавшая это, вопреки всему. Низверженная с пьедестала, почти с престола, ни в чем не раскаивающаяся. Может быть что-то и плохо помнящая, но осознающая неизбежность выбора. Ретроспекции в прошлое контрастируют с настоящим, пугающим предсказуемым забвением и обыденностью.
Не получилось кумира и идола, - зато перед нами предстала стареющая женщина, облеченная властью, ставшая вдруг "простой смертной" в быту, и, пытающаяся с ним примириться. Становление личности Маргарет Робертс (и сыгравшей ее М.Стрип) представлено как "флэшбеки", воспоминания и воображаемые диалоги с ее мужем-промышленником Дэнисом Тэтчер, ставшим для дочери бакалейщика, над которой издевались, называя дурой и посмеивались в юности, надежной опорой и тылом, порой невыносимым, особенно, в старости с не вполне уместными "шутками юмора". Особенно поучительным фильм будет для наивных, не умудренных жизненным опытом дев и девиц, пытающихся по биографиям великих людей "кроить свою собственную жизнь". В семье, но без семьи. Муж, перед которым она сразу поставила себя, заявив, что не согласна на традиционную роль кухарки и хранительницы очага, принявший ее выбор; несуразные дети, дочь, проигрывающая в карты целые "состояния" и т.д..
Политика и Партия, во многом, заменили ей Семью, чем неоднократно укорял ее муж, дети, которых она покидала, уезжая на партийные мероприятия, ставимые несравненно выше. Тернистый путь к признанию, от члена парламента, министра в правительстве, лидера оппозиции до высшего государственного поста вкупе с жесткостью, бесцеремонностью "самой сильной женщины Европы и самого сильного мужчины в НАТО", "самого эффективного, лучшего и единственного мужчины в британском кабинете", выведшей Великобританию из экономического кризиса, когда цель оправдывает средства, закончился жестокой расплатой. Баронесса М.Тэтчер в фильме понимает это, но не осознает до конца. Беспощадность, порой неоправданно-жестокие меры, позволили в начале даже укрепить экономику, восстановить имидж Великобритании в качестве мировой державы, однако со временем стали все больше вызывать ненависть и тяготить как большую часть населения, почти проклинавшую ее, так и коллег по партии. Как не провести параллели 11 лет премьер-министра Великобритании М.Тэтчер с Россией и 11 годами В.Путина у власти?! На протяжении фильма сцены триумфа "железной леди" перемежаются с безутешным настоящим. Теперь уже и годы не те, и силы оставляют, и болезни (о которых в открытую не сказано) берут свое. Необратимый процесс угасания и трансформации могущества в быт показан предельно аккуратно, вполне реалистично, но экспрессивно. И даже в последних сценах, когда героиня "окончательно провожает", прощается с мужем, - вышибает слезу.