ЯБЛОКО ТРЕСНУЛО. ПАНЕГИРИК НА МОГИЛЕ. Смерть С.Джобса, "идола" информационного общества потребления

Oct 06, 2011 15:38

"Аплодисменты Стиву Джобсу за то, что он успел сделать за не очень длинную жизнь",
- написал помощник президента РФ А.Дворкович в своем микроблоге в Twitter.

Что случилось, что произошло, объясните мне, не понимаю?! Умер Христос, Майкл Джексон "номер 2", Эйнштейн современности, - откуда такая истерика и истерия?! Стэнфордская речь С.Джобса была воспринята как Откровения Иоанна Богослова?! Да-да, верно, С.Джобс изменил мир, культуру общения, наполнив его модными изобретениями и гаджетами, душу вложив (или продав?!) в "комбайн виртуальных удовольствий", пожирающий реальное общение зомби толп поклонников, а еще?! Вы не преувеличиваете?!



"Иногда ко мне на улице подходят люди. Они просят денег или просто хотят похлопать по плечу, сообщив как им нравится iPhone. Если я устал, то обычно вытягиваю шею и пронзительно, не мигая, смотрю им в глаза. Они помнутся пару секунд, а потом быстро переходят на другую сторону улицы. Конечно, не надо навязывать это, быть самодовольным или фанатеть от себя - это лишь отпугнет людей. И все-таки не стоит стесняться в подходящий момент сообщить другим о том, что вы сделали. Я - один из немногих людей, который знает, что такое потерять четверть миллиарда долларов за год. Это очень хорошо формирует личность..."
(Стив Джобс)

Чем не Воланд ?! Про "гений и злодейство" промолчу, скорее "дежа вю Мастера и Маргариты". Смерть С.Джобса - ПОКОЛЕНЧЕСКАЯ ПОТЕРЯ, которую оценят по большей части лишь те, кто знал и пользовался его творениями. Но это тренд - крушение устоев прошлого и обретения идолов информационного общества потребления - с мефистофелевской, фаустовской, воландовской интонацией и составляющей, которых даже смерть неизбежная не берет, в гумункуласах-гаджетах они будут жить вечно. С.Джобс создал новую религию информационного общества потребления, объединив поклонников, пользователей и потребителей в своего рода общемировую "секту".

Новость о смерти основателя Apple Стива Джобса буквально взорвала Интернет, Twitter, Facebook, Google+, Livejournal, блогосферу, форумы, et cetera, достигнув 10.000 сообщений в секунду, обогнав землетрясение в Японии т свадьбу принца Уильяма. Мне в Twitter пришло сегодня предложение: "купить Ipad и Apple Iphone 3G всего за... 2.000 руб.?! Это шутка такая, или продавцы китайского ширпотреба используют все, чтобы нажиться даже на смерти кумира миллионов. От них не отстают и продавцы, пиарщики и рекламщики товаров продукции Apple, а прогрессивные консьюмеры льют слезы по ушедшему кумиру. Так не плакали когда-то даже о смерти любимого Тамагочи. Во всех магазинах после известия о смерти С.Джобса отключена подсветка "Яблока"; мировые СМИ сообщили, что магазины Apple превратились в места паломничества. Договорились до того, что старт продаж новой модели от С.Джобса - 14 октября предлагают отмечать как "День Стива Джобса". По радио звучат фрагменты интервью с ним; цитаты из "неопубликованного" С.Джобса. Высказываются все, от президентов - до студентов и школьников, гламурных деффачек и пафосных мальчиков традиционных и не вполне ориентаций. Счастливчики рассказывают о последних встречах со С.Джобсом, о его откровениях... почти как, если бы они встречались с самим И.Христом. Президент РФ Д.Медведев строчит в Twitter скорбные соболезнования. "Плач Ярославны" по кончине Стива Джобса бьет все рекорды, сравним, разве что с истерией по кончине Майкла Джексона, поп-короля и кумира миллионов.

iPod, iPhone, iPad, планшетные компьютеры, мини-цифровые плееры - компания Стива Джобса стала законодателем в мире гаджетов, - "мир осиротел с его уходом", американский президент Барак Обама написал о нем как о величайшем изобретателе эпохи. 25-летний миллиард умер в 56 лет от рака. Самородок, перевернувший весь мир, воспитанный приемными родителями, собиравший банки-склянки-бутылки Coca-Cola, отучившийся семестр в колледже, "из грязи попал в князи", сбылась "американская мечта"?! Ну, и... Он создал удобные фишки-гаджеты. Магазины превратились в места паломничества почитателей С.Джобса, а Twitter пестрит сообщениями, как сердобольные пользователи сегодня специально протирали тряпочками, целовали, поклонялись творениям с.Джобса как... фетиша! Вы чего, а, совсем взбрендили, одурели, вещизм доконал?!

Многие, судя по отзывам в блогосфере, в курилках и на улицах и т.д. в последние годы чуть ли не жизни себе не представляли без изобретений Стива Джобса, - "революционера в компьютерной области", приходили в магазины за продукцией Apple, которую почитали, доверяли, верили... почти как в Евангелие, шли... как хаджем в Мекку, чтобы... что?! Всего-навсего пощеголять, потусоваться в модной тусовке и ощутить себя "своими среди своих"?! Мало кто вспоминает о философии С.Джобса за его цитатами, красивой кинематографической биографией, которыми переполнены сайты. Всем подавай успех, символ, награду и славу! С.Джобс, во многом, создал ту самую интеллектуальную квази-империю вещизма, которая поразила зомби-владельцев его продукции, паттерны поведения которых диктовались лишь одним - стать обладателем гаджетов и приобщиться к священнодейству избранных. "Оставайся всегда голодным и немного сумасшедшим", - гранж-стиль С.Джобса на словах, был переработан менеджерами и маркетологами в брендированный миф. И большинство сожалеет именно о смерти ИДОЛА ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ, кумира мира поп-вещей, как поп-короля М.Джексона.

Однако, выражая свои соблезнования - родным и близким, пользователям и потребителям продукции покойного, считаю неприличной, неоправданной и неприемлемой такую реакцию и истерику в связи с кончиной Стива Джобса. Да, соболезную, да сожалею, да, сопереживаю. Но сравнивать, скажем, свои чувства от гибели С.Джобса со смертью... любимого родного отца как drugoi в Twitter, с гибелью реально знакомых и не знакомых, - друзей, близких, с погибшими в катастрофах, войнах и т.д., - считаю кощунством. И не потому, что такой жестокосердный или не вижу гениальности С.Джобса, - а просто не вижу разумного объяснения реакции, кроме одной, и неутешительной. Увы... Помните, Владимир Путин как-то сказал, что после смерти Махатмы Ганди ему и "поговорить не с кем". О чем хотел сказать, сожалел снова возвращающийся на свой пост российский премьер-президент - поговорить с человеком, отвергавшим любое насилие и политический диктат? О чем бы хотели поговорить со Стивом Джобсом сокрушающиеся в истерике, плачущие по его кончине? Как он дошел до жизни такой, поделился бы историей своего жизненного успеха "через тернии к звездам"?! Сожалеют-то больше о том, что ушел не человек Стив Джобс, а "легенда" при жизни, открывший новые прорывные технологии, позволившие осчастливить людей, превратив... в зомби-пользователей, подменив культуру живого общения "тоталитаризмом бренда", "диктатурой гаджета", - обожествляя новую техно-культуру, когда нет запретов и все можно, за один клик, за одно касание пальцем.

Мне кажется, что в Стиве Джобсе было заключено что-то воландовское. И гипнотическое, садомазохистское поклонение его Творениям, Гаджетам, - отчасти поклонение темному началу, создавшему.... яркий, мозаичный блик, но по сути - "черный миф" о чудесных творениях нового  Мефистофеля и его посланника. Стив Джобс отчасти реализовал миф, породив новых "средневековых Гомункулусов" нашего времени, - разместив их на ладошках, поселив их в карманы, сделав своих "всемогущих гномиков" - неразрывными атрибутами жизни людей, подсадив на них как на наркотик. За это мы должны быть ему благодарны?!

Фаустовское начало очень сильно в Стиве Джобсе, и этой теме, уверен, еще будут посвящены статьи и исследования тех, кто видит за достижениями и талантом С.Джобса больше, чем просто новаторство, новые технологии, нанотехнологическую революцию, но и социально-психологическую, социокультурную контр-революцию, деградацию, - в передаче прав и контроля за своей жизнью, состоянием, месторасположением и т.д. - в руки умных и беспощадных машин. Стив Джобс ушел, его миссия на Земле истекла. Но Стивен Джобс предложил "третье яблоко", после Ньютона и Адама. Кто придет после него?!

R.I.P. ...

ценности, блогосфера, идеология, фатализм, религии, смерть, общество, Мастер и Маргарита, Интернет, бренды, яблоко, память, жизнь, новые технологии, twitter, судьба

Previous post Next post
Up