ОПУСТЕЛА БЕЗ ТЕБЯ ЗЕМЛЯ... Накануне скончалась выдающийся режиссер Татьяна Лиознова

Sep 30, 2011 12:01

"Конец света с последующим симпозиумом", - Вы видели этот фильм, помните о нем?! Снятый четверть века назад, в 1986 году, последний фильм Т.Лиозновой. И больше ничего, - молчание, творческая пауза, РЕЖИССЕРСКАЯ НЕМОТА или?! Всего 9 фильмов, среди которых три признанных киношедевра советского кино: "Три тополя на Плющихе", "Мы, нижеподписавшиеся" и "Карнавал" и суперсериал, один из лучших отечественных многосерийных фильмов - "Семнадцать мгновений весны".

Женщина-режиссер со стальным характером, требовательная, бескомпромиссная, волевая, жесткая и непоколебимая... Внимательная к деталям и героям, всегда несущим идеологемы характеров, заряженных идеей, сильных даже в проявлении своих слабостей, с обязательным целеполаганием, стремящихся в борьбе преодолеть фатум и силу обстоятельств, не стесняясь своих чувств. Яркие, атмосферные фильмы Татьяны Лиозновой, будь то мелодраматические истории, или производственные романы, или музыкальные комедии...

image Click to view



http://www.youtube.com/watch?v=AzcvgcA5psk
"Позвони мне, позвони" - к/ф "Карнавал"...

image Click to view



http://www.youtube.com/watch?v=YX_iycNGm-I
"Нежность" - к/ф "Три тополя на Плющихе"...

image Click to view



http://www.youtube.com/watch?v=lb3bNaQ8aLM
нарезка фрагментов фильмов Т.Лиозновой

P.S. ....

.. под катом - интервью Татьяны Лиозновой, скончавшейся накануне, на 88 году жизни -
"Новой газете" ... к 80-летию... Вечная память...

Творчество знаменитого режиссера, народной артистки СССР, лауреата различных государственных и международных премий Татьяны ЛИОЗНОВОЙ чем-то напоминает сказочный ларец, в котором есть товар на любой вкус и выбор. Для любителей тихой лирики в нем припрятаны "Три тополя на Плющихе" с Ефремовым и Дорониной; для людей, увлекающихся остросюжетным кино, - "Семнадцать мгновений весны"; ну а поднять себе настроение и избавиться от депрессии можно с помощью "Карнавала" с Муравьевой. Еще в том же ларце хранятся "Мы, нижеподписавшиеся", "Им покоряется небо", "Евдокия" и ряд других замечательных фильмов.

- Татьяна Михайловна, насколько известно, работа всегда была для вас самым главным? А как же семья, дети?

- Ну, с семьей не сложилось. А дети - это мои картины. Самым главным для меня действительно всегда была работа. Уж такая судьба. Но я ни о чем не жалею. Ведь всю жизнь занималась самым прекрасным делом, которое только можно придумать, - кинорежиссурой. Профессия режиссера - понятие очень широкое, не сводимое только к ремеслу или специальности. Ведь это и необходимость быть погруженной в жизнь своей страны, хорошо знать, чем дышит твой народ. Но самое главное, чем он должен обладать, - это огромная любовь к своему зрителю. Я снимала все свои картины из любви к людям. О людях и для людей. Впрочем, это не мое достижение, ведь вся серьезная литература построена именно на вере в человека, на вере в смысл самой жизни. И в то, что Господь Бог задумал ее вовсе не для того, чтобы мучить и пугать людей, чем сейчас, к сожалению, заняты некоторые мои уважаемые коллеги. Не думаю, что это правильно.



Вы знаете, на моей визитной карточке кроме различных званий и регалий есть очень дорогое для меня слово - «профессор». Долгое время я преподавала во ВГИКе, и за эти годы уже успели подрасти несколько поколений воспитанных мною ребятишек. На днях я встречалась со своими бывшими студентами. Я была очень тронута вниманием ребят. Пришли 18 человек моих учеников, у каждого из них уже есть свои самостоятельные работы, свои достижения. Ну и, конечно, свои разочарования, потому что работают практически все много меньше, чем могли бы. Впрочем, для кино эта болезнь не новая. Мы все через нее прошли. Например, я свою первую картину ждала целых восемь лет. А вот сегодняшним режиссерам значительно легче: сейчас они сразу же после ВГИКа получают картину, это не может не радовать...

- А ваш знаменитый телесериал про Штирлица с чего начался?

- С того, что у меня был довольно долгий простой. Я ничего не снимала, а только ходила по студии Горького и расспрашивала своих знакомых, кто и что делает. И как-то в нашей библиотеке мне попался в руки журнал «Знамя», в котором была опубликована новая повесть Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны». Я сразу же увидела, как ее можно экранизировать в форме динамичного детектива. Разыскала Семенова и заявила, что буду снимать по его повести фильм. Он удивленно на меня посмотрел и сказал, что уже отдал сценарий на «Ленфильм» и даже получил за него деньги. Я в запальчивости ему сказала, что мне наплевать, продан сценарий или нет, но этот фильм буду снимать я! И тогда Юлиан совершил настоящий поступок - послал телеграмму Лапину, председателю Комитета по телевидению, в которой сообщил, что отзывает сценарий с «Ленфильма» и передает его мне. Причем деньги, полученные за сценарий, он выслал в Ленинград переводом. Правда, когда я взяла в руки сценарий, то со мной случился шок, потому что в книге было много того, что мне импонировало, а в сценарии все оказалось по-другому. Семенов отписался и спокойно уехал бить кабанов (он любил на охоту ездить) в Крым. Мне ничего не оставалось, как засесть за работу - писать одновременно литературный и режиссерский сценарии. Катастрофа! Я работала по 12 часов в сутки, спала по два-три часа. Но не скажу, что не получала удовольствия, ведь у меня были развязаны руки, к тому же я не шла против книжного материала, а, наоборот, отстаивала его.

- Начиная с «Трех тополей на Плющихе», я вообще не делала кинопроб. Брала фотопробы актеров, раскладывала их на столе, как пасьянс, и прикидывала, насколько один актер соответствует другому.

- Сняв после «Семнадцати мгновений…» достаточно серьезный фильм «Мы, нижеподписавшиеся», вы решили отдохнуть и развлечься на комедии «Карнавал»?

- Ну, что вы! Какой отдых! Ведь организационно «Карнавал» - один из первых наших мюзиклов - был не менее сложным, чем «Семнадцать мгновений…». Я просмотрела, наверное, все танцевальные ансамбли. Отобрала несколько танцев - из разных групп. Но у всех же гастроли! Наша съемочная группа моталась за ними по всему Союзу. Например, коллектив с медведем выступает в Иванове - мчимся в Иваново. Другой ансамбль должен ехать на Дальний Восток - мы ломаем график Госконцерта, добиваемся, чтобы гастроли перенесли в Киев, потому что там находился театр, где играет Ира Муравьева. В Киеве надо быстро построить такую же сцену, как в московском павильоне. И так без конца.

- У вас есть любимый фильм - из своих?

- Вообще-то я не смотрю свои картины. Тем более по телевидению, когда их режут рекламой, что не может не раздражать. Кроме того, они сняты широким форматом, а на телеэкране у них срезают края, и ты видишь не то, что снимала. Как это можно пережить, если ты из-за этого кадра буквально седела?.. Я очень благодарна судьбе за то, что живу среди такого отзывчивого зрителя, для которого только и имеет смысл работать. Мне радостно сознавать, что мои картины и по сей день вносят в жизнь наших людей доброту, свет и радость. Ну и я сама тоже очень признательна своему зрителю.

(http://2004.novayagazeta.ru/arts/23331.html)

СССР, женщины, кино, личности, память

Previous post Next post
Up