ТЕАТР КАРАБАСА БАРАБАСА. Любовь зла. Юрий Любимов покидает Театр на Таганке

Jun 27, 2011 11:33

"Что позволено Юпитеру, не позволено быку"...
"У сильного всегда бессильный виноват"...
"Нет пророка в своем отечестве"...

В Чехии на гастролях Театра на Таганке произошел скандал. Художественный руководитель московского Театра на Таганке Юрий Любимов заявил, что намерен покинуть театр из-за конфликта с труппой. Все как один артисты подписали письмо, в котором отказались от выступления без выплаты гонорара.

"Те, кто наблюдал разборки со стороны, явно испытали шок и неловкость. Очевидно, чтобы избежать громкого скандала и сомнительных толкований (мол, зажали деньги артистов), Каталина Любимова достала конверт из сумки и передала взбунтовавшимся артистам, после чего репетиция началась тут же, но…

- Было ужасно слышать, как режиссер оскорблял артистов, - говорит переводчица Анна. - Мне даже стыдно передать эти слова, грубость, неуважение… Если бы Юрий Петрович сказал своим артистам: “Я разберусь, я разделю…”, но он был страшно недоволен и позволял себе ужасные выражения, у нас к этому здесь не привыкли. Для меня великий человек не перестанет быть великим, но я не выношу, когда унижают людей..."

"За что Любимов разлюбил Таганку?"
(http://www.mk.ru/culture/article/2011/06/26/600520-za-chto-lyubimov-razlyubil-taganku.html)

"Уважаемые господа. И актёры, и те, кто поспешил закричать о произволе Юрия Любимова. Весьма возможно, даже очень вероятно, что вы формально правы. Со дня основания «Таганки» у Юрия Петровича был миллион разных конфликтов с труппой. Часто он бывал и крут, и несправедлив, и придирчив, и даже мстителен. С ним ссорились, на него смертельно обижались (и часто за дело) актёры - большие, огромные, славнейшие, разные. Они уходили, жили своей большой жизнью, или маленькой, или пропадали в безвестности. Бывали драмы, бывали и трагедии.

Но увы, театр - это не страна, не государство, цель которого состоит исключительно в благосостоянии и счастье граждан. Это театр. И что бы ни произошло, это театр Юрия Любимова. Он его породил, он его и убьёт. Вы это прекрасно знаете..."
"Юрий Любимов = Таганка"
(http://www.echo.msk.ru/blog/buntman/787887-echo)

Вот две позиции, отчасти концентрированные. Большая часть читающий, пишущей, театральной... и т.д. толпы... и публики, близкой и далекой от завсегдатаев театра - разделилась, можно ли, да и нужно ли:

1) прощать "театральному гению", заслуженному человеку, убеленному сединами, все - за его прошлые заслуги и то, что до сих пор трудится;

2) гиперболизируя, принимать во внимание политические мотивы (покинул СССР и т.д.), в зависимости от политических взглядов комментаторов - ставить это в заслугу или позорить режиссера;

3) относиться к Ю.П.Любимову как к исключительной личности, кумиру миллионов, не смейте критиковать великого человека, а у великих... "свои причуды"; с гениями сложно,  "им позволено больше", - примерно так ведут себя апологеты Е.Гайдара из либерального стана, или Александра III - из монархического, или И.Сталина - сталинисты;

4) дайте уже дожить нормально человеку, все равно будете петь дифирамбы, когда великому придет пора уходить в мир иной. Великому режиссеру авторского театра или никчемному руководителю, администратору, управленцу, грубияну, позволяющему хамство в отношении "крепостных актеров"?!

Не буду. Я не буду когда-нибудь ни писать некролог, ни поминать лихом.
Дай Бог, Юрия Петровичу, долгих лет. Но...

Не хочу. Я уважал позицию Ю.Любимова, следил за его творческой деятельностью, биографией, отъездом - возвращением, многочисленными скандалами и конфликтами в труппе, разделением театров, когда симпатии были на его стороне и т.д. Теперь "Карабас Барабас опрокинул баркас". Но...

Не надо. Я похоронил Театр на Таганке для себя уже в 90-е. Театр медленно умирал, и не пережил миллениума. Все сколько-нибудь громкие и известные постановки уже поставлены, дело сделано.

Возможно, Ю.П.Любимову стоило уходить из театра раньше. Он собирался. Еще в начале года порывался уйти. Стоило. Сейчас получилось некрасиво. Гораздо важнее для меня в этом скандале профессиональная и психологическая, личностная составляющая и подоплека, которая, увы, проецируется на всю нашу жизнь. Из всего сделали бизнес, из всех - "продажников". Все сферы жизни превратили в большой мультипликатор-проект по зарабатыванию, отмывке и трате бабла. Гнобить никчемных наемных рабочих, бездарей театральных актеров, глупый народ - стало хорошим тоном и традицией у винеров, у состоявшихся людей, у т.н. "элиты", от "отличников" и "отличниц" до "блондинок". Презирать аутсайдеров, относиться к ним как к рабам. Этим грешит и миллиардер М.Прохоров, присвоивший себе полномочия диктатора не хуже Сталина, ставший "богом, царем и героем" на съезде "Правового дела", позиционирующей при этом себя либеральной "партией власти". Этим грешит и известный режиссер Юрий Петрович Любимов, в стилистике Карабаса Барабаса, разозлившийся на весь свой "крепостной театр", что те - не твари бессловесные, за хорошие деньги, якобы 60-70.000, работать не захотели. Я не обеляю актеров, наемных рабочих и т.д, тем более, что причины производственных конфликтов надо искать глубже, порой, обе стороны хороши, четче прописывать трудовые соглашения, контракты и т.д., НО не в этом только дело...

Никто и никому не должен позволять УНИЖАТЬ и ГНОБИТЬ ЛЮДЕЙ, не выплачивать им зарплату и/или гонорар за работу. Убогим и диким выглядит строй, опирающийся на традиции, права и обязанности человека, сложившиеся в позапрошлом веке, времени дикого капитализма, как сейчас в России. Увы, Россия хронически застряла, отстала, оказалась отброшенной в XIX и ранее века. Никакая ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ модернизация и инновации невозможны без участия граждан, потому и выглядят беспомощными и бесполезными, что без соблюдения прав и свобод личности и гражданина, без социальных лифтов и четкого осознания ответственности, невозможно ничего построить. В т.ч. в трудовых спорах и конфликтах, без априори давления и права сильного. Я не разделяю позиции, что в России должен править "закон джунглей", страна должна жить "по понятиям", по воровскому закону, с менталитетом нациков и урок, что борьба за существование на уничтожение и тотальное подавление должна являться мерилом всех ценностей. Что вся структура государства должна строится исключительно по образцу бизнес-компании. У современного, не крепостнического, не тоталитарного государства - иные задачи, ответственность и обязанности. А конфликт с обществом, расслоение в котором в России зашкаливает, будет усугубляться. Пока это будет продолжаться, будет и рост агрессии, и презрение, связанное с пренебрежением, унижением и паническим страхом элиты перед народом, и ответной, взаимной ненавистью населения, от того, что "народ-бездарь" не способен к управлению сам, его нужно направлять, руководить, подгонять, чморить, пинать, бить и т.д. Мнения, что "театр - вещь в себе", государство в государстве, у него свои законы, своя сакральность - не разделяю.

Увы, после всей этой истории для меня кончился и театр на Таганке, и режиссер Ю.Любимов. Не хочу и не буду больше вспоминать ни о Театре, ни об этом человеке. Это удел - театральных критиков и мемуаристов, а также сектантов. История, доведенная до абсурда, показала, во что вырождается русский Ланцелот, становящийся Драконом. Можно и нужно было решать эту историю как-то иначе. Не надо путать харизму, силу, талант и мощь с жестокостью и неумением общаться и руководить людьми. Нужно вовремя уйти. Мудрость и в этом заключается. Театр одного актера, вернее режиссера гасит огни рампы. Просто "Добрый человек из Сезуана" забрел в Градце Кралов в Чехии, и "воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку". Всплеск эмоций и буйное помешательство как кульминация конфликта, накапливавшихся претензий друг к другу. Катарсис наступил на сцене. Не думаю, что эмоциональный срыв режиссера в ответ на неожиданно принципиальную позицию актеров, стоит раздувать. Но и замалчивать нельзя. Потому, что это явление - системное для нынешней рабской России, до сих пор "страны рабов, страны господ". Никакой трагедии для России, - страны беззакония и произвола, - но, может быть, в Чехии, в Европе поймут, каков он - современный "русский менталитет", сыгранный жестко, но натурально, близко к оригиналу, на сцене. А мы с ним живем, увы. Кто-то борется, кто-то тихо молчит. А время Театра на Таганке просто прошло. Занавес.

P.S. ...

Театралы, "таланты и поклонники", что ж Вы так не плакали, когда "уходили" Александра Галибина, против которого выступила и труппа, и ополчились власти, из театра им. Станиславского, как по Ю.Любимову, - фигуры не равнозначны или ситуации?! Теперь б.худрук театра Станиславского, сыгравший Мастера в фильме "Мастер и Маргарита" у Бортко, возмущен решением Департамента культуры Москвы о своем увольнении. А вот в отношении Юрия Любимова, поставившего в театре одним из первых в нашей стране "Мастера и Маргариту", позиция у московских властей иная. Руководителя Театра на Таганке - поддержали, надо ему: "... создать условия, чтобы Мастер работал". Что ж разгонят теперь ради него труппу?! Так, с кем Вы, "Мастера культуры"?! Неудивительно, что в такой ситуации, в поисках Мастера, современная Маргарита снова сбежит отсюда, подальше от этой страны, выбрав Воланда.

N.B. ...

"Жена худрука Театра на Таганке Юрия Любимова Каталин Любимова обозвала актеров театра "быдлом", уверяет переводчица Анна Евсина, которая стала свидетелем скандального инцидента в Чехии. "Перед репетицией актеры пригласили Любимова, передали какую-то бумагу и вежливо что-то стали говорить. Это было, в общем-то, не наше дело, мы не прислушивались поначалу. Но потом они повторили свою просьбу, мы услышали, как Любимов отказывается, но на третий раз Юрий Петрович как-то грубо сказал: "Ладно, идите, все вы получите". Каталин Кунц-Любимова сказала: "Что ты с ними разговариваешь, это же русское быдло". Но Юрий Петрович сказал отдать деньги, она бросила артистам конверт и послала матом", - рассказала А.Евсина в эфире "Русской службе новостей".
(http://top.rbc.ru/society/27/06/2011/602648.shtml)

Актеры “Таганки” просят назначить в театр грамотного директора
 
Режиссер Любимов отказывается общаться с прессой

деньги, права человека, диктатура, театр, достоинство, модернизация, культура, скандал, Россия, конфликт, Мастер и Маргарита, позор

Previous post Next post
Up