ГЕРОЙ (НЕ) НАШЕГО ВРЕМЕНИ. Олег Даль-70

May 25, 2011 15:33

"Вышел тихо на крыльцо
Хорошо вокруг!
Напишу-ка письмецо
Я подумал вдруг.
Напишу, как я живу
И про то, про се
Расскажу как наяву
Вижу сладкий сон.
Будто пляшут динозавры -
Песенки поют,
А кругом гремят литавры
Никого не бьют,
И кругом все хорошо
"тень" увидит свет
Гул по улицам прошел -
Сверху шлют привет!"
(Олег Даль)

"У него была масса предложений сыграть что-то партийное, советское, за что он получил бы большие деньги, звания... Все отвергалось на корню. Ни за один фильм я не краснею, и не покраснел бы он", говорила жена актера Елизавета... Однажды к ней на кладбище подошла незнакомая девушка и спросила: "А вы знаете, что у Олега Меньшикова Олег Даль - самый любимый актер? И огромный портрет Даля висит в рабочем кабинете Меньшикова". Лиза, естественно, этого не знала. После смерти вдовы Олега Даля Лизы, узнал, что оказывается, в течение последних ее особенно трудных лет именно Меньшиков тихо и без сопровождения телекамер ей помогал.

Три жены (актриса Нина Дорошина, актриса Татьяна Лаврова, монтажер картины "Король Лир" Елизавета Эйхенбаум, с которой он познакомился на съемках, внучка знаменитого филолога Б.Эйхенбаума)... Четыре театра... Из "Современника", который был первым местом работы Олега Даля, он уходил трижды: в Ленком, Театр на Малой Бронной, Малый театр. Первая значимая роль в "Современнике" - Васька Пепел в спектакле "На дне", затем там же сыграл Балалайкина в спектакле "Балалайкин и К ", Гусева в "Валентин и Валентина", Камаева в "Провинциальных анекдотах". У А.Эфроса в Театре на Малой Бронной - Беляева в спектакле "Месяц в деревне" и следователя в пьесе "Веранда в лесу". В Малом театре - Алекса в спектакле "Берег" по Ю.Бондареву, репетировал роль Ежова в "Фоме Гордееве", но не успел сыграть на публике. Сын учительницы и инженера.  О.Даль, окончив Щепку, во ВГИКе недолго даже попреподавал актерское мастерство. Писал стихи. Прекрасно декламировал Пушкина, Лермонтова. Исполнял песни, романсы. Снялся в телеспектаклях А.Эфроса: "По страницам журнала Печорина" и "Острова в океане".



Остались предельно откровенные "Дневники" Олега Даля:  "Режиссерская жена". Это отдельный роман о необузданной психопатке... Кинематограф пережил всякое: и немоту, и конформистскую тупость, и реализм, и сюрреализм, и авангардизм, но... Но с приходом в кинематограф режиссера Н. и его штучки-жены, мы сталкиваемся с небывалым течением, его можно назвать "параноидально-шизофренически-идиотическим". Что же будет завтра?!"... И, конечно же, фильмы, фильмы, фильмы, за которые его особенно любят и ценят те, кто отличает "блеск гламурного обольстителя" Фигаро Андрюши (Миронова), денди-актера, кумира многих, "золотой молодежи", красавиц-жеманниц от... "вдумчивой фронды", партии разнопланового артиста Олега Даля, с выстраданностью, надрывом и болью, с тонким и глубоким психологизмом, - балагура, повесы, часто закладывавшего за воротник, уходившего в себя, бросавшего все и вся... не могущего найти пристанище. Часто - беспомощного, порой - беспощадного к самому себе и другим, даже близким; взрывного, необузданного, даже в меланхолии и депрессии таланта.

От солдата и кукольника в "Старой, Старой сказке" до "негодяя" Лаевского" ("Плохой хороший человек") в дуэте с В.Высоцким; от "Короля Лир" до Зилова в "Утиной охоте" ("Отпуск в сентябре"); от балагурства "Мальчика Купидона" ("Не может быть!") до простого героя - бесшабашного члена экипажа Женьки Соболевского с ликером "шасси" ("Хроника пикирующего бомбардировщика"); от принца Флоризеля до разведчика Скорина ("Вариант Омега"), - Олег Даль - мастер перевоплощения, вживавшийся в роли, в образы героев досконально, интуитивно чувствуя свое родство, благодаря чему достигался необыкновенный эффект присутствия, соучастия, погружения в психологию, в мотивацию поступков, решений, переживаний персонажа. "Двойной портрет" в "Тени" по Е.Шварцу (Христиан Теодор, ученый и его тень) в дуэте с А.Вертинской восхитителен; другая сказка "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил...", и вернулся "с ухой", совсем "сухой", словно ... "мокрый от слез". Поразительно, но Олег Даль одной мимикой лица, одним движением, одним взглядом мог... вызвать настоящие слезы, оставаясь внешне спокойным; одной репликой - смятение, гнев, ярость, улыбку, смех, - заразительный и счастливый, грустный и печальный. С дебюта в фильме "Мой младший брат" и до... "Женя, Женечка и Катюша", - трагикомедийной мелодраме о войне, и ... проблемных, сложных героев на грани нервного срыва: в эфросовском "В четверг и больше никогда" с "мамой" по фильму Л.Доброжанской и В.Глаголевой, и в психологической мелодраме "Незванный друг"  с О.Табаковым и И.Алферовой.

Олег Даль, действительно, играл самозабвенно, не терпел фальши, не умел и не хотел идти на компромиссы. Много спорил, ссорился с режиссерами, отстаивая свою точку зрения. Потому, и столько несыгранных ролей осталось у Олега Даля: Женя Лукашин в "Иронии судьбы", в которой поначалу его видел Э.Рязанов (сыграл А.Мягков); Хлестаков" у Л.Гайдая. Сам актер пожалеет, что снялся в "Земле Санникова", в кампании великолепных актеров, но в ужасной постановке загубленного сценария. Потом скандальный уход со съемок "Экипажа" А.Митты и... негласный запрет снимать актера. Ставшую звездной в "Отпуске в сентябре" для Олега Даля роль, утвердили не сразу. "Приемная комиссия" назвала фильм "упадническим", "положив на полку", на экранах он появится лишь через восемь лет после создания, спустя шесть лет после смерти актера в неполных 40 лет, в киевской гостинице, куда приехал на съемки в лирической кинокомедии. Похоронен в Москве на Ваганьково... Изломанная, искореженная, яркая, насыщенная, неуподобоваримая жизнь в стесненных рамках эпохи, как в четырех стенах дома, сквозь которую Олег Даль пронесся кометой, задев хвостом практически всех. И "врезался в землю", герой не нашего времени, но... как никто другой этому времени соответствующий, в поисках смысла жизни, любви, судьбы, за порогом счастья и одиночества...

"Больно на солнце смотреть,
Проводами оно перечеркнуто.
Паутина. И <люди> как мухи.
Люди-мухи,
Лица черны.
Мука.
Отрывисты речи.
Жужжанье.
Несвязность слов.
Молчанье.
Спуски, подъемы -
Серый бетон.
Одиночество - такое красное
И воспаленное, как это солнце,
Как похоронные дроги,
Как эта дорога,
Уходящая навсегда
Навстречу концу.
Я уйду, уплыву
Через эти подъемы и спуски.
Солнце будет висеть
Одиноким и раненым
глазом..."
(Олег Даль)

P.S. ...

Воспоминания об Олеге Дале - актеров, снимавшихся с ним вместе: Ирина Печерникова ("Вариант Омега" - Лотта, "Страницы Журнала Печорина - княжна Мери); Александр Збруев (экранизация В.Аксенова - "Мой младший брат"); Людмилы Ивановой (актрисы театра "Современник"). Подробнее:
(http://www.mk.ru/culture/interview/2011/05/24/591795-solntse-i-pepel.html)

Телевидение очень скромно отмечает юбилей Олега Даля. К 70-летию со дня рождения сегодня на  "Культуре" в 20.50 покажут программу из цикла "Острова". В 23.50 - художественный фильм "В четверг, и больше никогда". На "Первом канале" 28 мая - "Кумиры. Олег Даль" в 13.20. И все... Другие телеканалы юбилей О.Даля проигнорировали.

юбилеи, кино, стихи, Олег Даль, память, герои нашего времечка, психология личности, одиночество, личности, Родина, мужчины, судьба

Previous post Next post
Up