Нет слов, чтобы описать горечь утраты. Остались его книги, программы, рукописи. Интонации рассказчика. "Мой серебряный шар" по ТВ и Радио "Культура". Театр, который мы любим и знаем, в т.ч. по его переводам пьес Т.Уильямса, С.Моэма, Э.Олби и многих других. В общей сложности им переведено порядка 40 пьес, которые поставлены во МХАТе, Малом, театре имени Маяковского и т.д.
"Я всю жизнь зависела от доброты первого встречного", - говорит Бланш Дюбуа в пьесе "Трамвай "Желание", обращаясь к доктору, который приехал, чтобы забрать ее в психиатрическую клинику. В этом жестокая ирония и глубокий смысл - герои Уильямса испытывают невероятную потребность в любви, во встрече с "другим человеком", способным "пробудить тело или душу". Эта мысль пронизывает его великие и невеликие пьесы, подчеркивая, что на "одиночество в собственной шкуре" люди обречены с рождения, и из этой камеры-одиночки надо выйти, как бы гротескно-ничтожна ни была удушающая атмосфера зла и насилия, в которой мы живем..."
(
Виталий Вульф)
Виталий Вульф родился 23 мая в 1930 года в Баку, выпускник юридического факультета МГУ, защитил кандидатскую диссертацию по юриспруденции. Потом докторскую - по американскому театру. Он - автор многочисленных книг, биографий, блестящий переводчик. В 1965 году, Олег Ефремов взял его в худсовет "Современника"... В 1990-е Вульф дебютировал на ТВ, сначала на "Первом", потом - на "России" с передачей "Мой серебряный шар" о великой Бабановой, с которой был дружен. С 2007 года был главредом радио "Культура". Одно время даже преподавал на театральном факультете Нью-Йоркского университета. Необыкновенный рассказчик, которому внимали, с которым проникали сквозь официоз в настоящие, прочувствованные биографии, рассказы о жизни и судьбах - кумиров и забытых гениев экрана и Мельпомены - актеров, актрис, режиссеров, со многими из которых он был лично знаком. Всегда был стильно одет, элегантен, - "держал спину"! А то, как он рассказывал о Галине Улановой или Грете Гарбо, Фаине Раневской или Наталье Гундаревой, Одри Хепберн или Ренате Литвиновой, Мэрилин Монро или Наталье Бессмертновой... И его книга: "Женщины, изменившие мир" читается на одном дыхании - очень рекомендую. Еще более пронзительные программы получались у В.Вульфа о мужских судьбах: Бронислава Брондукова или Георгия Буркова, Александра Демьяненко или Виктора Павлова, об Олеге Ефремове или Иннокентии Смоктуновском, о Евгении Евстигнееве или Георгии Мартинсоне и т.д.
Известнейший хореограф Юрий Григорович о Виталии Вульфе:
"Его популярность удивляла не масштабом, а направленностью, содержанием, сутью своей. По нынешним временам известным человека делает частота его попадания на телеэкран и, в основном, принадлежность к шоу-бизнесу и политике. Но Виталий Вульф обошел и то, и другое и выстроил свое влияние по совершенно иной траектории - он всегда защищал базовые ценности искусства, которые лежат чаще всего в академической области. И в этом смысле Виталий Яковлевич фигура примечательная и необыкновенная. Материал истории и сухого академизма он делал актуальным искусством, смог вызвать всеобщий интерес к проблемам, которые традиционно не достигают широкого резонанса, находясь на периферии общественного внимания. Вот это уже называется талант, незаурядность - сделать великие ценности живым материалом сегодняшних размышлений и споров... Русский балет был его особой любовью. Искусству танца он посвятил много передач".
(
http://www.rg.ru/2011/03/14/grigorovich-anons.html)
P.S. ...
"Восьмилетним ребенком отец привел меня в театр. Я увидел спектакль и заболел", - вспоминал Виталий Яковлевич. Своей музе он был верен до последних дней - на телевидении им было сделано около 250 программ. "Сейчас уже никому не интересно, что я когда-то был юристом, а то, что я занимаюсь театром, знает вся страна... Юридический факультет МГУ я ненавидел... У меня была природная страсть к театру". - Мне повезло - я сполна посвятил себя тому, что люблю больше всего на свете. Это и есть главное достижение моей жизни".
(
Виталий Вульф)
Вечная память, великая скорбь и слава... Нам посчастливилось жить в эпоху Вульфа, читать его глазами великие театральные произведения, проникать за фабулу переживаний героев и героинь, их восприятия, радости, грусти, трагедии и надежды... Без Виталия Яковлевича нам всем будет немножко-множко одиноко...