А по весне, а по весне... Уходят гении, улетают актрисы... Актриса Весна... В Париже простились со знаменитой актрисой театра и кино Анни Жирардо. Ее похоронили на знаменитом кладбище Пер-Лашез, рядом с могилами певицы Эдит Пиаф, певцами Жильбером Беко и Ивом Монтаном, писателем Оноре де Бальзаком и героем французского движения Сопротивления Жаном Муленом. Настоящий символ французского кино, эпохи острого психологизма, с сильной мелодраматической интонацией, безо всякого гламура и фальши.
Поминальная служба прошла в знаменитом соборе Сен-Рок, на улице Сент-Оноре. Среди пришедших проводить были Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо. Говорят, что на службе парижан и гостей города собралось не меньше, чем при похоронах кутюрье Ив Сен-Лорана. Более 120 киноролей, десятки ролей в театре, в т.ч. "Комеди Франсез". Бездна обаяния и величия. Не обладая выдающимися параметрами красоты, Анни Жирардо подкупа своей игрой так, что невозможно было оторваться от перипетий судеб ее героинь, заставляя плакать и смеяться весь мир. Недаром, на венке от французской актрисы театра и кино Изабель Аджани было написано "Для матери французских актрис!" На семейном венке от детей: "Да здравствует жизнь!"
Безумно жизнелюбивая актриса, яркая, пользовавшаяся непререкаемым авторитетом. Работала даже тогда, когда жестокая болезнь Альцгеймера прогрессировала, теряя память. В последних картинах она снималась чуть ли не в инвалидной коляске. Об этом нужно говорить, потому, что только человек обладающей воистину сильнейшей силой воли и жаждой жизни, способен себя преодолевать, доказывая, что нужна жизни, и жизнь нужна ей. А ее история любви, неистовой и страстной к мужу Ренато Сальватори, вспыхнувшая на съемках знаменитой картины "Рокко и его братья", после которой они поженились. Склочный и сложный характер, последние годы пока недуг не стал стремительно прогрессировать, она проживала с любимой кошкой, меняла как перчатки домработниц, ее постоянно навещали близкие. Но жить под одной крышей постоянно, уживаться с ней было нелегко. При этом, как вспоминают все... Анни была доброй, открытой, щедрой, любила полицейские сериалы, петь, слушать музыку. Радио у нее играло постоянно. Ее последние заметные роли были сыграны в фильмах Михаэля Ханеке "Пианистка" (за роль матери героини Изабель Юппер она получила одного из трех своих "Сезаров") и "Скрытое". В последний раз она снялась в драме "Кристиан", потом болезнь лишила возможности сниматься. Говорят, в последние годы жизни она не узнавала родных и не помнила, что она - актриса. Жутко...
"... Уже дважды в моей жизни я оказывался совсем рядом с Анни Жирардо. Первый раз в девятнадцать лет, когда я работал стажером на съемке "Человека с золотыми ключами", фильма, в котором она играла молодую, многообещающую актрису. Второй раз во время съемки "Мужчины и женщины", в ту ужасную ночь, когда я отчаянно искал актрису, чтобы без подготовки заменить Анук... Когда я в восторге объявляю ее имя моим партнерам, продюсерам и прокатчикам, меня ждет холодный душ. - Этого быть не может, - возражают они. А один жестоко прибавляет: - Она кончилась... Кончилась Анни Жирардо? В 1967 году? Мне, наоборот, кажется, что она достигла вершины своего мастерства. Я не сдаюсь. Чтобы успокоить моих партнеров, я перебираю всех французских актрис, которые могут более или менее соответствовать героине. И неизменно возвращаюсь к Анни Жирардо. Чем больше я думаю о ней, тем больше убеждаюсь, что она - идеальная актриса на эту роль. Я предлагаю пригласить ее на пробы. - Анни Жирардо не предлагают сниматься в пробах, - отвечают мне. - Если она умна, то согласится, - утверждаю я...
Я знаю, что она очень умна. И вот доказательство: Анни Жирардо соглашается. Актрис собралось двадцать. Известных и неизвестных. Анни только одна из них, одна из двадцати претенденток на роль, за которую все они готовы бороться. С покорностью, редчайшей у актрисы, за чьей спиной уже такая блистательная карьера, Анни соглашается участвовать в игре. Подвергнуться испытанию, от которого любая другая отказалась бы, как от унижения, несовместимого с ее статусом кинозвезды. На следующий день во время просмотра этих проб Анни совершенно очевидно оставляет позади всех других... Готовя "Жить, чтобы жить", я был убежден, что настало время нашей встречи. Я рассматривал эту встречу с чисто кинематографической точки зрения. Мы не знали, что жизнь уже вынесла нашу встречу за скобки киномира и соединила нас в любви. Наша история, по иронии, напоминает сюжет фильма "Жить, чтобы жить". Я оказался в роли героя Ива Монтана, разрываясь между Кристиной - моей женой, с которой продолжал жить, и Анни, которая еще была замужем... Это пересечение путей породило "Жить, чтобы жить"... Она вошла в мою жизнь через парадный вход. То есть через объектив моей камеры... Анни первой влюбилась в меня. Я снимал ее на протяжении недель. Я постоянно видел ее крупным планом. Я видел ее так, как не видел никто. Мое положение режиссера позволяло мне говорить Анни о безумно интимных вещах, о которых не посмеешь сказать собственной жене. Ее прелесть, ее талант, ее ум ослепляли меня гораздо сильнее, чем других, потому что я занимал самое удобное место. Не влюбиться в Анни было бы противоестественно. Я, само собой разумеется, снимал ее с любовью, и эта любовь не прервалась, когда я перестал ее снимать..."
(
Клод Лелюш об Анни Жирардо, отрывок из книги "Баловень судьбы")
"Актриса Весна после тяжкой болезни снова на сцене:
Легким движеньем вспорхнув на подмостки оттаявших крыш,
Читает балет о кошмарной любви и прекрасной измене,
Танцует стихи о коварстве героев и верности крыс.
Овации улиц раскрасили город священным зеленым.
От этой молитвы обрушилось небо лавиной тепла,
Несмолкаемый визг площадей засиренил галерки влюбленных,
В залатанных фраках фасадов заполнили партер дома.
Актриса Весна,
Актриса Весна,
Позволь нам дожить,
Позволь нам допеть
До весны..."
(Ю.Шевчук. ДДТ. "Актриса Весна")