ФРАНЦУЗЫ ПРОСТИЛИСЬ С АННИ ЖИРАРДО. И мы вместе с ними. Актриса, которая "никогда не была неженкой"

Mar 04, 2011 22:48

А по весне, а по весне... Уходят гении, улетают актрисы... Актриса Весна... В Париже простились со знаменитой актрисой театра и кино Анни Жирардо. Ее похоронили на знаменитом кладбище Пер-Лашез, рядом с могилами певицы Эдит Пиаф, певцами Жильбером Беко и Ивом Монтаном, писателем Оноре де Бальзаком и героем французского движения Сопротивления Жаном Муленом. Настоящий символ французского кино, эпохи острого психологизма, с сильной мелодраматической интонацией, безо всякого гламура и фальши.

Поминальная служба прошла в знаменитом соборе Сен-Рок, на улице Сент-Оноре. Среди пришедших проводить были Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо. Говорят, что на службе парижан и гостей города собралось не меньше, чем при похоронах кутюрье Ив Сен-Лорана. Более 120 киноролей, десятки ролей в театре, в т.ч. "Комеди Франсез". Бездна обаяния и величия. Не обладая выдающимися параметрами красоты, Анни Жирардо подкупа своей игрой так, что невозможно было оторваться от перипетий судеб ее героинь, заставляя плакать и смеяться весь мир. Недаром, на венке от французской актрисы театра и кино Изабель Аджани было написано "Для матери французских актрис!" На семейном венке от детей: "Да здравствует жизнь!"

Безумно жизнелюбивая актриса, яркая, пользовавшаяся непререкаемым авторитетом. Работала даже тогда, когда жестокая болезнь Альцгеймера прогрессировала, теряя память. В последних картинах она снималась чуть ли не в инвалидной коляске. Об этом нужно говорить, потому, что только человек обладающей воистину сильнейшей силой воли и жаждой жизни, способен себя преодолевать, доказывая, что нужна жизни, и жизнь нужна ей. А ее история любви, неистовой и страстной к мужу Ренато Сальватори, вспыхнувшая на съемках знаменитой картины "Рокко и его братья", после которой они поженились. Склочный и сложный характер, последние годы пока недуг не стал стремительно прогрессировать, она проживала с любимой кошкой, меняла как перчатки домработниц, ее постоянно навещали близкие. Но жить под одной крышей постоянно, уживаться с ней было нелегко. При этом, как вспоминают все... Анни была доброй, открытой, щедрой, любила полицейские сериалы, петь, слушать музыку. Радио у нее играло постоянно. Ее последние заметные роли были сыграны в фильмах Михаэля Ханеке "Пианистка" (за роль матери героини Изабель Юппер она получила одного из трех своих "Сезаров") и "Скрытое". В последний раз она снялась в драме "Кристиан", потом болезнь лишила возможности сниматься. Говорят, в последние годы жизни она не узнавала родных и не помнила, что она - актриса. Жутко...









"... Уже дважды в моей жизни я оказывался совсем рядом с Анни Жирардо. Первый раз в девятнадцать лет, когда я работал стажером на съемке "Человека с золотыми ключами", фильма, в котором она играла молодую, многообещающую актрису. Второй раз во время съемки "Мужчины и женщины", в ту ужасную ночь, когда я отчаянно искал актрису, чтобы без подготовки заменить Анук... Когда я в восторге объявляю ее имя моим партнерам, продюсерам и прокатчикам, меня ждет холодный душ. - Этого быть не может, - возражают они. А один жестоко прибавляет: - Она кончилась... Кончилась Анни Жирардо? В 1967 году? Мне, наоборот, кажется, что она достигла вершины своего мастерства. Я не сдаюсь. Чтобы успокоить моих партнеров, я перебираю всех французских актрис, которые могут более или менее соответствовать героине. И неизменно возвращаюсь к Анни Жирардо. Чем больше я думаю о ней, тем больше убеждаюсь, что она - идеальная актриса на эту роль. Я предлагаю пригласить ее на пробы. - Анни Жирардо не предлагают сниматься в пробах, - отвечают мне. - Если она умна, то согласится, - утверждаю я...

Я знаю, что она очень умна. И вот доказательство: Анни Жирардо соглашается. Актрис собралось двадцать. Известных и неизвестных. Анни только одна из них, одна из двадцати претенденток на роль, за которую все они готовы бороться. С покорностью, редчайшей у актрисы, за чьей спиной уже такая блистательная карьера, Анни соглашается участвовать в игре. Подвергнуться испытанию, от которого любая другая отказалась бы, как от унижения, несовместимого с ее статусом кинозвезды. На следующий день во время просмотра этих проб Анни совершенно очевидно оставляет позади всех других... Готовя "Жить, чтобы жить", я был убежден, что настало время нашей встречи. Я рассматривал эту встречу с чисто кинематографической точки зрения. Мы не знали, что жизнь уже вынесла нашу встречу за скобки киномира и соединила нас в любви. Наша история, по иронии, напоминает сюжет фильма "Жить, чтобы жить". Я оказался в роли героя Ива Монтана, разрываясь между Кристиной - моей женой, с которой продолжал жить, и Анни, которая еще была замужем... Это пересечение путей породило "Жить, чтобы жить"... Она вошла в мою жизнь через парадный вход. То есть через объектив моей камеры... Анни первой влюбилась в меня. Я снимал ее на протяжении недель. Я постоянно видел ее крупным планом. Я видел ее так, как не видел никто. Мое положение режиссера позволяло мне говорить Анни о безумно интимных вещах, о которых не посмеешь сказать собственной жене. Ее прелесть, ее талант, ее ум ослепляли меня гораздо сильнее, чем других, потому что я занимал самое удобное место. Не влюбиться в Анни было бы противоестественно. Я, само собой разумеется, снимал ее с любовью, и эта любовь не прервалась, когда я перестал ее снимать..."
(Клод Лелюш об Анни Жирардо, отрывок из книги "Баловень судьбы")

"Актриса Весна после тяжкой болезни снова на сцене:
Легким движеньем вспорхнув на подмостки оттаявших крыш,
Читает балет о кошмарной любви и прекрасной измене,
Танцует стихи о коварстве героев и верности крыс.
Овации улиц раскрасили город священным зеленым.
От этой молитвы обрушилось небо лавиной тепла,
Несмолкаемый визг площадей засиренил галерки влюбленных,
В залатанных фраках фасадов заполнили партер дома.
Актриса Весна,
Актриса Весна,
Позволь нам дожить,
Позволь нам допеть
До весны..."
(Ю.Шевчук. ДДТ. "Актриса Весна")

женщины, кино, личности, Франция, судьба, память

Previous post Next post
Up