НОЧЬ. ДЕВУШКА. СВЕЧА. ПИСТОЛЬ. "У тебя, Борис, есть идеи и идеалы. У меня есть мысли и уверенность"

Feb 10, 2011 03:06

Пастернак-121... Пошло?! По-детски?! Неудобно?! Некрасиво?! Не актуально?! Загадочно, просто. А как по-взрослому?! Взрослые дети не понимают, а "Музы на пенсии", шурша юбками как строчками, не осознают. Взрослые, которые играют в детские игры. Дети, которые решительно играют во взрослую жизнь. В результате ни с чем остаются все. Выстрел. Все остались живы. В другом мире.

"Я бы не могла с тобой жить не из-за непонимания, а из-за понимания. Страдать от чужой правоты, которая одновременно и своя, страдать от правоты - этого унижения я бы не вынесла... Я тебя понимаю издалека, но если я увижу то, чем ты прельщаешься, я зальюсь презреньем, как соловей песней. Я взликую от него. Я излечусь от тебя мгновенно... Пойми меня: ненасытная исконная ненависть Психеи к Еве, от которой во мне нет ничего".

"Любить тебя я, конечно, буду больше, чем кто-либо кого-либо когда-либо где-либо, но - не по своему масштабу. По своему - масштабу - мало".
(Марина Цветаева)

image Click to view


Ю.Трифонов и Б.Пастернак из к/ф "Долгое прощание"
"На свете есть так называемое возвышенное отношенье к женщине. Я скажу о нем несколько слов. Есть необозримый круг явлений, вызывающих самоубийства в отрочестве. Есть круг ошибок младенческого воображенья, детских извращений, юношеских голодовок, круг Крейцеровых сонат и сонат, пишущихся против Крейцеровых сонат. Я побывал в этом кругу и в нем позорно долго пробыл. Что же это такое?

Он истерзывает, и, кроме вреда, от него ничего не бывает. И, однако, освобожденья от него никогда не будет. Все входящие людьми в историю всегда будут проходить через него, потому что эти сонаты, являющиеся преддверьем к единственно полной нравственной свободе, пишут не Толстые и Ведекинды, а их руками - сама природа. И только в их взаимопротиворечьи - полнота ее замысла".
(Борис Пастернак)



"Позорно-долгое" пребыванье Пастернака в кругу отроческих проблем, извращений и видений объясняется не только тем, что он действительно созревал долго (в некотором смысле отрочество осталось с ним до конца - он так и не остановился в росте, не обрел окончательной уверенности в своей неотразимой правоте, сознательно не торопил зрелости - и выгадал творческое долголетье). Дело еще и в том, что сам он в разговорах с Зинаидой Нейгауз и потом с Ольгой Ивинской называл собственной "неловкостью" в отношениях с женщинами: чего-чего, а ловкости в нем не было. Вместе с тем, по его признанию, влюблялись в него многие - он был красив и, что называется, эффектен; но даже легкие победы не заставляли его всерьез поверить в свою неотразимость. Его отношение к женщине было синтезом преклонения и жалости; если драмы не было, он ее создавал на пустом месте. И потому его первая любовь не могла быть счастливой по определению - хотя девушка, в которую он влюбился, была вполне благополучна..."

Д.БЫКОВ. БОРИС ПАСТЕРНАК из серии "ЖЗЛ"..
(http://www.belousenko.com/books/bykov/bykov_pasternak.htm)

Зимняя ночь... "Свеча горела на столе, Свеча горела..."

image Click to view


... Ирина Сказина

image Click to view


... Николай Носков

"Он был совершенно трезв, но лирически - хмелен… Он испытывал приступы кружащейся из стороны в сторону тоски. Он писал мне длиннейшие письма, исполненные тоскующей мятежности, какого-то одоления несбыточностью, несказанностью, заранее объявленной невозможностью лирического исхода в мир, в бытие, в восторг, каким-то голым отчаяньем. Это бросался ему в голову лирический хмель искания слова. Вячеслав Иванов сказал бы, что он одержим Дионисом. И это было бы верно. (…) Вдруг раз в муке и тоске воскликнул он, оскалив белые, как у негра, зубы: "Мир - это музыка, к которой надо найти слова!"...
(Д.Быков. БОРИС ПАСТЕРНАК, из серии ЖЗЛ, далее закавыченные цитаты - приводятся по книге)

"О государства истукан,
Свободы вечное преддверье!
Из клеток крадутся века,
По Колизею бродят звери,
И проповедника рука
Бесстрашно крестит клеть сырую,
Пантеру верой дрессируя,
И вечно делается шаг
От римских цирков к римской церкви,
И мы живем по той же мерке,
Мы, люди катакомб и шахт..."
(Борис Пастернак)

"Ты лирик, Борис, каких свет не видывал и Бог не создавал. Ты сведение всех слоев внутреннего - на нижний, нижайший, начальный - бездны. (...) "Родился человек лириком, а эпос не дает спать" (...) Борис, брось фабулу! (...) Каждый сценарист заткнет тебя за пояс. Не надо событий. Бытие бессобытийно... Ты пишешь о воле, о каком-то волевом шаге, добровольном и чистосердечном. Так пишут приговоренные, не желающие умирать от руки [палача], сам захотел. Кто тебя приговорил, Борис?"

"У тебя, Борис, есть идеи и идеалы. В этом краю я не князь.
У меня есть мысли и уверенность"
(Марина Цветаева)

Когда рубашка врезалась подпругой
В углы локтей и без участья рук,
Она зарыла на плече у друга
Лица и плеч сведенных перепуг,

То не был стыд, ни страсть, ни страх устоев,
Но жажда тотчас и любой ценой
Побыть с своею зябкой красотою,
Как в зеркале, хотя бы миг одной.

Когда ж потом трепещущую самку
Раздел горячий ветер двух кистей,
И сердца два качнулись ямка в ямку,
И в перекрестный стук грудных костей

Вмешалось два осатанелых вала,
И, задыхаясь, собственная грудь
Ей голову едва не оторвала
В стремленьи шеи любящим свернуть,

И страсть устала гривою бросаться,
И обожанья бурное русло
Измученную всадницу матраца
Уже по стрежню выпрямив несло,

По-прежнему ее, как и вначале,
Уже почти остывшую как труп,
Движенья губ каких-то восхищали,
К стыду прегорько прикушенных губ..."

"Нет, я рехнусь. Он знает все, скотина.
Так эти монологи лишний труд?
Молчать, кричать? Дышать зимы картиной?
Так уши, отморозив, снегом трут..."
(Борис Пастернак)

зима, стихи, цитаты, книги, нелюбовь, эпилог, женщины, эротизм, судьба писателя, Цветаева, красота, любовь, мужчины, Пастернак, песни

Previous post Next post
Up