Пастернак-121... Пошло?! По-детски?! Неудобно?! Некрасиво?! Не актуально?! Загадочно, просто. А как по-взрослому?! Взрослые дети не понимают, а "Музы на пенсии", шурша юбками как строчками, не осознают. Взрослые, которые играют в детские игры. Дети, которые решительно играют во взрослую жизнь. В результате ни с чем остаются все. Выстрел. Все остались живы. В другом мире.
"Я бы не могла с тобой жить не из-за непонимания, а из-за понимания. Страдать от чужой правоты, которая одновременно и своя, страдать от правоты - этого унижения я бы не вынесла... Я тебя понимаю издалека, но если я увижу то, чем ты прельщаешься, я зальюсь презреньем, как соловей песней. Я взликую от него. Я излечусь от тебя мгновенно... Пойми меня: ненасытная исконная ненависть Психеи к Еве, от которой во мне нет ничего".
"Любить тебя я, конечно, буду больше, чем кто-либо кого-либо когда-либо где-либо, но - не по своему масштабу. По своему - масштабу - мало".
(Марина Цветаева)
Click to view
Ю.Трифонов и Б.Пастернак из к/ф "Долгое прощание"
"На свете есть так называемое возвышенное отношенье к женщине. Я скажу о нем несколько слов. Есть необозримый круг явлений, вызывающих самоубийства в отрочестве. Есть круг ошибок младенческого воображенья, детских извращений, юношеских голодовок, круг Крейцеровых сонат и сонат, пишущихся против Крейцеровых сонат. Я побывал в этом кругу и в нем позорно долго пробыл. Что же это такое?
Он истерзывает, и, кроме вреда, от него ничего не бывает. И, однако, освобожденья от него никогда не будет. Все входящие людьми в историю всегда будут проходить через него, потому что эти сонаты, являющиеся преддверьем к единственно полной нравственной свободе, пишут не Толстые и Ведекинды, а их руками - сама природа. И только в их взаимопротиворечьи - полнота ее замысла".
(Борис Пастернак)
"Позорно-долгое" пребыванье Пастернака в кругу отроческих проблем, извращений и видений объясняется не только тем, что он действительно созревал долго (в некотором смысле отрочество осталось с ним до конца - он так и не остановился в росте, не обрел окончательной уверенности в своей неотразимой правоте, сознательно не торопил зрелости - и выгадал творческое долголетье). Дело еще и в том, что сам он в разговорах с Зинаидой Нейгауз и потом с Ольгой Ивинской называл собственной "неловкостью" в отношениях с женщинами: чего-чего, а ловкости в нем не было. Вместе с тем, по его признанию, влюблялись в него многие - он был красив и, что называется, эффектен; но даже легкие победы не заставляли его всерьез поверить в свою неотразимость. Его отношение к женщине было синтезом преклонения и жалости; если драмы не было, он ее создавал на пустом месте. И потому его первая любовь не могла быть счастливой по определению - хотя девушка, в которую он влюбился, была вполне благополучна..."
Д.БЫКОВ. БОРИС ПАСТЕРНАК из серии "ЖЗЛ"..
(
http://www.belousenko.com/books/bykov/bykov_pasternak.htm)
Зимняя ночь... "Свеча горела на столе, Свеча горела..."
Click to view
... Ирина Сказина
Click to view
... Николай Носков
"Он был совершенно трезв, но лирически - хмелен… Он испытывал приступы кружащейся из стороны в сторону тоски. Он писал мне длиннейшие письма, исполненные тоскующей мятежности, какого-то одоления несбыточностью, несказанностью, заранее объявленной невозможностью лирического исхода в мир, в бытие, в восторг, каким-то голым отчаяньем. Это бросался ему в голову лирический хмель искания слова. Вячеслав Иванов сказал бы, что он одержим Дионисом. И это было бы верно. (…) Вдруг раз в муке и тоске воскликнул он, оскалив белые, как у негра, зубы: "Мир - это музыка, к которой надо найти слова!"...
(Д.Быков. БОРИС ПАСТЕРНАК, из серии ЖЗЛ, далее закавыченные цитаты - приводятся по книге)
"О государства истукан,
Свободы вечное преддверье!
Из клеток крадутся века,
По Колизею бродят звери,
И проповедника рука
Бесстрашно крестит клеть сырую,
Пантеру верой дрессируя,
И вечно делается шаг
От римских цирков к римской церкви,
И мы живем по той же мерке,
Мы, люди катакомб и шахт..."
(Борис Пастернак)
"Ты лирик, Борис, каких свет не видывал и Бог не создавал. Ты сведение всех слоев внутреннего - на нижний, нижайший, начальный - бездны. (...) "Родился человек лириком, а эпос не дает спать" (...) Борис, брось фабулу! (...) Каждый сценарист заткнет тебя за пояс. Не надо событий. Бытие бессобытийно... Ты пишешь о воле, о каком-то волевом шаге, добровольном и чистосердечном. Так пишут приговоренные, не желающие умирать от руки [палача], сам захотел. Кто тебя приговорил, Борис?"
"У тебя, Борис, есть идеи и идеалы. В этом краю я не князь.
У меня есть мысли и уверенность"
(Марина Цветаева)
Когда рубашка врезалась подпругой
В углы локтей и без участья рук,
Она зарыла на плече у друга
Лица и плеч сведенных перепуг,
То не был стыд, ни страсть, ни страх устоев,
Но жажда тотчас и любой ценой
Побыть с своею зябкой красотою,
Как в зеркале, хотя бы миг одной.
Когда ж потом трепещущую самку
Раздел горячий ветер двух кистей,
И сердца два качнулись ямка в ямку,
И в перекрестный стук грудных костей
Вмешалось два осатанелых вала,
И, задыхаясь, собственная грудь
Ей голову едва не оторвала
В стремленьи шеи любящим свернуть,
И страсть устала гривою бросаться,
И обожанья бурное русло
Измученную всадницу матраца
Уже по стрежню выпрямив несло,
По-прежнему ее, как и вначале,
Уже почти остывшую как труп,
Движенья губ каких-то восхищали,
К стыду прегорько прикушенных губ..."
"Нет, я рехнусь. Он знает все, скотина.
Так эти монологи лишний труд?
Молчать, кричать? Дышать зимы картиной?
Так уши, отморозив, снегом трут..."
(Борис Пастернак)